Коленопреклоненный христианский священник с перерезанным горлом прямо на алтаре церкви во Франции. Иными словами — атака на враждебную религию в ее собственном храме и в сердце наиболее одиозной европейской страны. На символическом уровне в глазах своих последователей «Исламское государство» (группировка запрещена в России, ред.) заработало огромное количество баллов пропагандистского свойства, совершив нападение на церковь в Сент-Этьен-дю-Рувре, в ходе которого два террориста, объявившие себя членами ИГИЛ (группировка запрещена в России, ред.), убили священника и попытались обезглавить второго заложника. В первую очередь потому, что они ассоциируют западные страны с христианством, их правительства — с «крестоносцами», а Европу в целом — «с царством креста».
Французам и всем европейцам джихадисты еще раз дали понять, что они начали настоящее наступление. Террор в чистом виде в форме постоянных, но очень разнообразных атак — от взрывов самодельных бомб и взятия заложников до наезда грузовиком и убийства холодным оружием, призванный продемонстрировать, что удар может быть нанесен в любой момент и в любых условиях. Сейчас, когда ИГИЛ терпит серьезные поражения на завоеванных территориях Сирии и Ирака, это наступление позволяет ему удерживаться на плаву и оставаться террористической угрозой номер один в мире.
И особенно по той причине, что это четвертая атака за всего лишь 12 дней. Пятая за месяц. И случилась она несколько часов спустя после того, как в Германии сирийский беженец предпринял безуспешную попытку устроить массовый теракт на музыкальном фестивале, подорвавшись на бомбе, находившейся в его рюкзаке. А также восемь дней спустя после того, как другой беженец напал с топором на пассажиров поезда, менее двух недель спустя после трагедии в Ницце и менее месяца после того, как радикал расправился с двумя полицейскими в их собственном доме. Немаловажно, что это наступление осуществляется как руками подготовленных боевиков ИГИЛ, так и «одинокими волками».
СПОНТАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Убийство 84-летнего священника Жака Амеля (Jacques Hamel) двумя нападавшими для многих специалистов по антитеррору является еще одним знаком того, что наступление джихада набирает силу. Полицейские эксперты считают, что эта волна терактов стала результатом различных факторов. Во-первых, в ней просматривается некий изначальный план. Может, они и не совершались по конкретному приказу ИГИЛ, но эта организация явно включает их в свои стратегию.
Джихадисты выработали определенный алгоритм действий. После каждого из нападений их информагентство «Амак» (Amaq) распространяет сообщение, составленное по единому образцу: террорист объявляется «солдатом Исламского государства», который действовал в соответствии с призывом организации атаковать страны, входящие в состав международной коалиции и бомбившие «халифат» на территориях Сирии и Ирака.
ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ
«Возможно, что имеет место подражательный эффект. Что психически неуравновешенные люди с радикальными взглядами видят в совершаемых террористических атаках некий сигнал того, что настал момент действовать и что пришел их черед. Но в любом случае есть ощущение, что за этим стоит некая организация, которая, по меньшей мере, призывает к осуществлению подобных акций», — объясняет сотрудник отдела по борьбе с терроризмом. Его коллега согласен с тем, что можно говорить об «эффекте подражания», воздействующем на людей определенного склада.
«Исламское государство» также дало обоснование этих нападений: в соответствии с его пропагандой, в своем призыве к действию, который возымел эффект у террористов, оно приказывает наносить удары в странах, входящих в международную коалицию, ответственную за бомбардировки боевиков. Совсем недавно игиловцы опубликовали график, в котором отображены все теракты, совершенные в странах-участницах коалиции, с указанием количества жертв в каждой из них.
В последние недели угроза нависла также над Испанией и латиноамериканскими странами. В одном из посланий, прозвучавшем в июне, террористы пообещали уничтожать всякого гражданина из этих государств, оказавшегося на мусульманской территории.
«МЫ БУДЕМ НАНОСИТЬ ВАМ УДАРЫ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ»
Эта идея прозвучала в ответе штаба ИГИЛ журналистам Washington Post, которые интервьюировали лидеров организации по интернету. «У нас есть послание членам коалиции: мы не забудем, мы придем в ваши страны и будем наносить по вам удары там любым способом».
При этом нападение на церковь разрушает некоторые устойчивые представления. Например такое, что ИГИЛ совершает теракты только в крупных городах как Париж, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк. В метрополяих, где любой акции обеспечен глобальный резонанс. В данном случае теракт был совершен в Сент-Этьен-дю-Рувре, нормандском поселке с населением всего 27 тысяч человек. «Я думала, что теракты бывают только в больших городах, что с нами ничего подобного не может произойти», — говорит местная жительница.
Еще один миф был разрушен, когда стало известно, что один из террористов, принимавших участие в нападении на церковь, был известен как джихадист и находился под наблюдением. Вплоть до того, что носил электронный браслет и мог покидать свой дом не более чем на четыре часа в сутки: с 8.30 до 12.30. Его участие в этом жестоком убийстве делает очевидным, что полиция не может гарантировать, что подобные акции не будут совершать даже те, кто находится под строжайшим надзором.