Россия вновь застала всех врасплох, объявив в четверг о масштабной гуманитарной операции в Алеппо. С 7 июля восточная часть города находится в окружении сирийских войск, которые при поддержке авиации Москвы перекрыли дорогу Кастелло, последний канал снабжения контролируемых мятежниками районов. Почти 300 тысяч человек находятся под постоянными обстрелами и могут столкнуться с угрозой голода, как 590 тысяч жителей других осажденных анклавов. По данным ООН, в восточной части Алеппо осталось продовольствия еще на две-три недели. Принадлежащие силам режима районы в свою очередь подвергаются слепым ракетным обстрелам со стороны мятежников.
Почти год спустя после начала военного вмешательства Москвы в поддержку президента Сирии Башара Асада министр обороны Сергей Шойгу сообщил в четверг о создании трех гуманитарных коридоров в Алеппо для мирных жителей и готовых сложить оружие боевиков. Четвертый появится вдоль дороги Кастелло и будет предназначен для вооруженных мятежников, которые смогут уйти из города по направлению к Турции.
ООН не в курсе
В ООН, которая созвала в Женеве очередное собрание по гуманитарной ситуации в Сирии, говорят, что не были заранее проинформированы об инициативе России. Спецпредставитель организации Стаффан де Мистура (Staffan de Mistura) предпочитает хранить осторожное молчание, потому что «дьявол скрывается в мелочах». Несколько высокопоставленных российских военных отправились в Женеву, чтобы дать необходимые разъяснения.
В четверг вечером Управление по координации гуманитарных вопросов ООН потребовало еженедельное 48-часовое перемирие для прохода в город грузовиков со снабжением. Франция и Великобритания в свою очередь выступают за снятие осады с Алеппо. Вашингтон же, который на протяжении нескольких недель обсуждает с Москвой перспективы возобновления переговоров по политическому урегулированию конфликта в Сирии, хранит многозначительное молчание.
Прецедент Хомса
ООН научена горьким опытом прошлых «гуманитарных операций». В феврале 2014 года она участвовала в эвакуации последних мирных жителей и осажденных боевиков из Хомса. Тем не менее, все эти люди были задержаны для допроса сирийскими силами безопасности. В конечном итоге десятки мальчиков и мужчин были силой завербованы в сирийскую армию или же просто исчезли.
Схожую сдержанность проявляют и в Международном комитете Красного Креста, который не участвовал в эвакуации Хомса. «Для нашей работы потребуются гарантии всех присутствующих сил, — говорит официальный представитель организации Криста Армстронг (Krista Armstrong). — Эвакуация должна быть добровольной. Жители, которые решат остаться в Алеппо, например, престарелые люди, не должны за это расплачиваться».
«Мы за открытие гуманитарных коридоров, но под международным контролем», — отмечает Тавфик Шамаа, глава швейцарского отделения Союза организаций медицинской помощи. Его ассоциация помогает тем немногим врачам (31 на 300 тысяч жителей), которые все еще работают в восточной части Алеппо. «Эта задача не может ложиться на плечи сирийского режима и России, которые обстреливают город», — утверждает он.