Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe), проявляющий стойкое намерение урегулировать проблему «северных территорий» и заключить российско-японский мирный договор, в сентябре во Владивостоке проведет встречу с президентом России Владимиром Путиным. Японский лидер также прозондирует почву на предмет визита в Японию главы России в течение этого года. На фоне роста ожиданий, связанных с урегулированием территориальной проблемы, с 21 по 25 июля я посетил острова Кунашир и Шикотан в рамках программы безвизового обмена. Я увидел, что позиция российской стороны состоит в том, чтобы разделить территориальный вопрос и экономическое сотрудничество.
На «северных территориях» мы оказались примерно через три часа после отплытия из порта Нэмуро, который находится на острове Хоккайдо. Корабль «Этопирика» с 60 коренными жителями островов на борту прибыл в Южно-Курильск, расположенный на Кунашире. Российские пограничники, подошедшие к нам на патрульном катере, проверили паспорта у членов группы, после чего на катере нас перевезли на берег. Когда мы высадились, на контрольно-пропускном пункте наши паспорта проверили во второй раз.
До окончания Второй мировой войны на Кунашире проживало более 7 200 японцев. Но сейчас на острове стоят голубые и желтые деревянные здания в русском стиле. На складе, прилегающем к порту, стоит заброшенный советский танк. «Это для того, чтобы японцы понимали, что острова находятся под полным контролем России», — говорит один из коренных жителей.
Сейчас на островах Кунашир и Шикотан живут примерно 10 900 человек. Сред них — около 900 детей, они учатся в пяти школах. Основная промышленность — рыбопереработка. В здании местной администрации, где стоит бюст Ленина, с японской группой встретился мэр муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Василий Соломко, который заявил следующее: «Хотелось бы, чтобы Япония приняла участие в экономическом развитии Курильских островов. Особенно это касается сельского хозяйства и строительства». Также он выразил надежду на сотрудничество: «Возможно развитие туристического бизнеса, однако этому мешает отсталая инфраструктура». При этом он подчеркнул, что Курилы всегда были российскими островами и остаются такими сейчас.
Ситуация на Шикотане контрастирует с Кунаширом: очевидно, что острову только предстоит развиваться. «Зачастую люди, которые приезжают на Шикотан, чтобы работать в сфере рыбопереработки, очаровываются островом и создают здесь семьи», — поясняет глава деревни Крабозаводское Антон Медко.
Профессор Университета Токай (морской факультет) Ёсихико Ямада (Yoshihiko Yamada), приехавший в рамках программы безвизового обмена, хорошо разбирается в японской географии. Комментируя двойную проверку при въезде на Кунашир, он отметил: «Она проводится на основе соглашения, связанного с обеспечением безопасности на международных портовых объектах. Цель состоит том, чтобы подчеркнуть, что российская сторона принимает иностранное судно». Другие члены группы выразили опасения: «Если будет развиваться только экономическое сотрудничество, возврат территорий отдалится».
Программа безвизового обмена:
Программа обмена взаимовизитами без виз и паспортов между японцами и российскими жителями четырех северных островов существует давно. В 1991 году президент СССР Михаил Горбачев посетил Японию и предложил создать упрощенную программу безвизового обмена. Реализация программы началась в 1992 году для углубления взаимопонимания. По информации Общества урегулирования проблемы «северных территорий», за 23 года существования программы острова посетило 12 439 японцев. В Японии побывало 8 859 россиян.