«Европейская правда» продолжает анализировать будущее украинско-польских отношений после принятия Сеймом и Сенатом Польши резолюции относительно «волынского геноцида». С украинской стороны этот документ воспринимается как конец привычных отношений с Польшей. Более того, сложившейся ситуацией стремятся воспользоваться и в России — свидетельством чему стали недавние заявления в Госдуме РФ о возможности признания «волынского геноцида». Однако в Польше господствует мнение, что эта резолюция не должна испортить отношения с Украиной. Подобные аргументы изложил известный польский историк и дипломат Анджей Росински. Текст публикуется с разрешения автора.
* * * * *
Украинским друзьям стоит обратить внимание на то, что резолюция Сейма является выражением политической позиции парламента по одному из вопросов исторической политики Польши (которую Польша сейчас формирует, потому что до нынешнего времени ее просто не было). Эта резолюция является декларацией для внутренней политики Польши, ведь на ее основании не будут приниматься законы, и отнюдь не является актом международного права.
Как по замыслу, так и по содержанию документ не касается ни политики стратегического партнерства между Польшей и Украиной, которое остается неизменным, ни текущего сотрудничества Польши и Украины по любому из направлений политического, экономического и военного сотрудничества между странами. В конце концов, резолюция Сейма не грозит последствиями ни Украине, ни украинцам и не выдвигает никаких претензий. Потому что не существует коллективной ответственности или передачи этой ответственности.
Украинское государство не несет никакой международно-правовой ответственности за события 73-летней давности, в отношении которых принята резолюция. Ведь в те времена не существовало украинского государства, а УССР стала субъектом международного права только в 1945 году (имеется в виду членство в ООН. — прим. ред.) и также не несет ответственности за события 1943-45 годов.
Более того, резолюция Сейма, при наличии доброй воли с обеих сторон, дает возможность для проведения эксгумации, идентификации и достойного христианского погребения всех жертв событий 1943-45 годов, вне зависимости от их национальности, и не закрывает пути к спокойному анализу и описанию событий польскими и украинскими историками (совместно или по отдельности). Опять же, при наличии доброй воли сторон нынешнее решение дает возможность окончательно отделить настоящее от вопросов истории, которые должны перейти из раздела «Современная политика» в раздел «История — для изучения, анализа и архивации».
Поэтому сейчас в этом вопросе очень важно отбросить эмоции, особенно негативные. Очевидно, что силы, враждебные как Польше, так и Украине, стремятся вызвать волну негативных эмоций. Для этого они стремятся увязать вопрос сложного украинско-польского прошлого с современными отношениями между Украиной и Польшей. Тогда как общие интересы обоих государств и народов требуют четкого отделения истории от современности, чтобы враги Украины и Польши не смогли использовать тяжелое прошлое (и его оценки) как инструмент для уничтожения будущего обоих народов и государств.
А то, что резолюция Сейма уже используется и будет использоваться для антипольской и антиукраинской пропаганды, что является элементом гибридной войны, не вызывает никаких сомнений.