НАТО столкнулась с очередной дилеммой: блоку предстоит решить, насколько далеко он готов зайти в противодействии России в бывшей советской Республике Молдова, территория которой прилегает к натовским границам.
Молдавия, страна с населением 3,6 миллиона человек, с беспокойством наблюдала за осуществлявшимися Россией набегами и территориальными захватами в соседней Украине. С 1992 года российские войска — формально, миротворцы — стоят в Приднестровье, по большей части русскоговорящем регионе, объявившем в 1990 году независимость от власти Кишинева.
Занимающий сугубо прозападные позиции министр обороны Молдавии Анатол Шалару считает, что российским военным пора покинуть эту территорию. На прошедшем в Варшаве в июле саммите НАТО он обратился к альянсу с просьбой о введении «международной гражданской миссии» в Приднестровье и «выводе Россией своей армии и вооружений с нашей территории в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами».
В 1999 году Россия обязалась вывести войска из Молдавии и Грузии. Пока она объясняет продолжение присутствия своего полуторатысячного контингента в Приднестровье возможностью возобновления конфликта отколовшейся территории с молдавскими военными.
Хотя США, крупнейший член НАТО, ранее напоминали России о ее обязательствах, сейчас альянс не проявляет особого желания продавливать этот вопрос.
На церемонии открытия совместных украинско-американских военных учений «Морской бриз-2016» в украинском портовом городе Одесса 25 июля Шалару подчеркнул, что без поддержки НАТО ни Молдавия, ни также претендующие на членство в блоке Украина и Грузия, не смогут справиться с российской военной агрессией.
Но, зная об осторожном отношении альянса к вопросу о вводе войск, в этот раз он предложил более широкий спектр сфер, где НАТО могла бы оказать помощь: «Говоря о поддержке НАТО, я имею в виду не только военную плоскость, но также набор ценностей, которых придерживаются члены НАТО и к которым мы тоже стремимся, включая работающую демократию, верховенство закона, рыночную экономику и защищенность граждан».
Однако молдавский политический аналитик Дионис Ченуша сомневается, что альянс, отказавшийся на Варшавском саммите от предложения значительно расширить военное присутствие в черноморском регионе, захочет вмешиваться в сепаратистский конфликт с участием России.
«Предложение министра обороны бесперспективно и основано на сомнительной логике, хотя и имеет определенный политический смысл», — заявил Ченуша, представляющий расположенный в молдавской столице некоммерческий аналитический центр Expert-Grup.
«НАТО не в состоянии заставить Россию вывести войска из этого сепаратистского региона», — согласился с ним Пол Айвен (Paul Ivan), старший аналитик в расположенной в Брюсселе организации European Policy Centre, ранее работавший в румынском МИДе.
НАТО расширила сотрудничество с Молдавией в сфере подготовки кадров в оборонной сфере, а также посвятила республике один параграф в принятой по итогам Варшавского саммита декларации, выразив поддержку проводимым в Молдавии военным и прочим реформам, отметил Айвен. Но, в отличие от Грузии и Украины, НАТО не стала открывать в Молдавии свое представительство.
Хотя соседняя Румыния, являющаяся членом НАТО и поддерживающая близкие экономические и культурные связи с Молдавией, могла бы оказать поддержку в продвижении предложения Шалару, Бухарест пока не выразил намерения это сделать. Но румынские СМИ освещали призывы главы молдавского оборонного ведомства о выводе российских войск из Приднестровья.
Более того, не одобрили предложение Шалару даже другие члены молдавского правительства, скорее всего, т.к. сейчас не самое подходящее время для обсуждения данной темы: Кишинев ведет переговоры с Москвой о «дорожной карте» для возобновления экспорта молдавских вин и фруктов в Российскую Федерацию, бывшую некогда самым крупным внешним рынком для молдавских товаров.
Расширение сотрудничества с НАТО может стать шлагбаумом на этой «карте»: ранее Россия разорвала торговые отношения с Молдавией из-за сближения последней с Евросоюзом. Учитывая, что правительство и без того испытывает значительные трудности со стимуляцией экономического роста, оно не желает усугубления проблем из-за торговых войн.
Что думает сам Шалару об отсутствии поддержки его инициативы, не известно. Министр не ответил на просьбу EurasiaNet.org прокомментировать ситуацию.
По сравнению с отношениями закавказских республик со своими сепаратистскими территориями, связи молдавского правительства с Приднестровьем представляются весьма необычными. Чиновники отколовшейся территории и российские официальные лица, направляющиеся в столицу Приднестровья Тирасполь, могут свободно пользоваться кишиневским аэропортом.
В свою очередь приднестровские сепаратисты позволяют молдавским министрам, включая премьер-министра, а также обычным гражданам Молдавии, посещать населенные этническими молдаванами деревни, находящиеся под контролем Тирасполя. Некоторые жители деревень с контролируемой Кишиневом стороны даже постоянно приезжают в Приднестровье за продуктами.
Но Приднестровье поставляет не только сельхозпродукцию: сепаратистская территория также обеспечивает большую часть нужд Молдавии в электроэнергии. Причем молдавское Министерство экономики считает эти закупки «импортом», т.к. Приднестровье не признает молдавский лей.
Данный «замороженный конфликт» длится уже 24 года, и большинство жителей не находят в сложившейся ситуации ничего необычного. Также многие без особого энтузиазма относятся к идее сближения с НАТО.
Согласно данным последнего опроса, поддержка связей с Евроатлантическим альянсом среди молдаван находится далеко не на высоком уровне. Отвечая на вопросы в рамках проведенного в ноябре 2015 года исследования под эгидой проекта «Барометр общественного мнения», только 16% из 1160 респондентов согласились с утверждением, что членство в НАТО «лучше всего обеспечит безопасность нашей страны». С 2014 года данный показатель вырос всего на 2%. Между тем половина опрошенных предпочла нейтралитет.
Во время проведенного в рамках того же проекта опроса в апреле этого года 1143 респондента заявили, что их больше беспокоит будущее детей и безработица, а не война.
Москве, по всей видимости, это известно. Хотя прокремлевские СМИ освещали предложение Шалару, никто из официальных лиц его не прокомментировал. Ранее российский МИД назвал «крайне опасным» заявление Шалару о том, что Россия ведет «гибридную войну» против Молдавии в Приднестровье.
Тем не менее, будучи «государством, считающим себя великой державой» и защитником Приднестровья, Россия, не заинтересованная в расширении НАТО, может резко отреагировать на предложение Шалару, считает Ченуша.
Но, в конечном счете, все зависит не от НАТО, подчеркнул Айвен. «Насколько близкие отношения НАТО построит с Молдавией и каким будет уровень присутствия России в Молдавии зависит от граждан Молдавии и ее политического руководства», — заявил он.