Вашингтон. — Администрация Обамы тайно организовала отправку в Иран 400 миллионов долларов, и это совпало по времени с освобождением в январе четырех задержанных в Тегеране американцев. Об этом заявили официальные лица из США и Европы, а также сотрудники конгресса, проинформированные о проведенной операции задним числом.
Деревянные поддоны с евро, швейцарскими франками и прочей валютой были отправлены в Иран транспортным самолетом без опознавательных знаков, сообщили эти официальные лица. Соединенные Штаты получили эти деньги в центральных банках Нидерландов и Швейцарии.
Эти деньги представляют собой первый платеж из общей суммы в 1,7 миллиарда долларов, о передаче которой администрация Обамы договорилась с Ираном ради разрешения многолетнего спора о несостоявшейся сделке на поставку оружия, заключенной незадолго до падения в 1979 году последнего иранского монарха шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (Mohammad Reza Pahlavi).
Это урегулирование, которое сняло претензии в международном суде в Гааге, совпало по времени с официальным вступлением в силу в те же выходные знакового ядерного соглашения между Тегераном, США и другими мировыми державами, которое было заключено летом прошлого года.
«Когда ядерная сделка была реализована, а пленники освобождены, настало время разрешить и этот спор», — сказал 17 января Барак Обама в своем выступлении в Белом доме. Однако он ничего не сказал о выплате 400 миллионов долларов.
Высокопоставленные американские чиновники отрицают наличие связи между этой выплатой и выдачей заключенных. Они говорят, что такое совпадение событий чистая случайность, а не результат какого-то встречного удовлетворения.
«Как мы уже не раз четко заявляли, переговоры о выплате по неурегулированной претензии…велись отдельно от дискуссии о возвращении домой американских граждан, — сказал пресс-секретарь Белого Дома Джон Керби (John Kirby). — Эти переговоры не только велись отдельно, но и участвовали в них разные команды переговорщиков с каждой стороны. Что касается претензий по гаагскому суду, то технические эксперты участвуют в этих переговорах уже много лет».
Однако американские представители признали, что иранские переговорщики, обсуждая выдачу заключенных, заявили о своем желании получить деньги, дабы показать, что они добились чего-то материального.
Сенатор-республиканец из Арканзаса Том Коттон (Tom Cotton), являющийся яростным противником иранской ядерной сделки, обвинил президента Обаму в том, что он заплатил «аятоллам выкуп в 1,7 миллиарда долларов за американских заложников».
«Этот отход от традиционной американской политики привел к тому, что за головы американцев назначили цену, и он позволил Ирану продолжать незаконные захваты американцев», — сказал Коттон.
После передачи денег разведка Корпуса стражей исламской революции арестовала еще двоих американцев иранского происхождения. Тегеран в последние месяцы также задержал людей с двойным гражданством из Франции, Канады и Великобритании.
Когда происходило освобождение заключенных, госсекретарь Джон Керри и Белый дом представили его в качестве дипломатического прорыва. Керри заявил о важности «формирования отношений и открытия дипломатических каналов в ходе ядерных переговоров».
Между тем, американские официальные лица заявили о своей уверенности в том, что Вашингтон наверняка проиграл бы арбитраж в Гааге, где Иран требовал более 10 миллиардов долларов компенсации, а также назвали это урегулирование выгодной сделкой для налогоплательщиков.
Иранская пресса приводит слова высокопоставленных руководителей из военного ведомства Ирана, которые назвали эти деньги выкупом. Иранское Министерство иностранных дел не ответило на просьбу дать по этому поводу комментарий.
400 миллионов долларов были выплачены в иностранной валюте, потому что по американскому закону любые операции с Ираном в долларах США являются противозаконными. Санкции также затрудняют Тегерану доступ к международным банкам.
«Иногда иранцы требуют наличность, потому что им трудно получать что-то от международной финансовой системы, — сказал высокопоставленный американский руководитель, проинформированный о январской передаче денег. — Они знают, что уйдут месяцы просто на то, чтобы решить, каким образом деньги из одного места перевести в другое».
Администрация Обамы, несмотря на запросы конгресса, отказалась раскрывать детали того, как она выплачивала деньги из общей суммы в 1,7 миллиарда долларов. Она ограничилась лишь заявлением о том, что выплат в долларах не было. Законодатели выразили обеспокоенность по поводу того, что Иран может использовать эти деньги для финансирования своих региональных союзников, в том числе, режим Асада в Сирии и ливанских боевиков из «Хезболлы», которую США занесли в разряд террористических организаций.
США и ООН считают, что Тегеран финансирует войну асадовского режима в Сирии, передавая ему деньги и осуществляя энергопоставки. Иран признал, что предоставляет сирийскому президенту Башару аль-Асаду финансовую и военную помощь, а также использует в Сирии иранских солдат.
Однако директор Центрального разведывательного управления Джон Бреннан заявил на прошлой неделе о наличии доказательств того, что большая часть денег, полученных Ираном в результате снятия санкций, идет на проекты развития. «Те деньги, что идут в Иран, используются для поддержания иранской валюты, передаются в министерства и ведомства, тратятся на развитие инфраструктуры», — сказал Бреннан на конференции в Аспене, штат Колорадо.
По словам американских и европейских официальных лиц, Соединенные Штаты и Иран вступили в секретные переговоры об освобождении лишенных свободы в Иране американцев в ноябре 2014 года. Министр иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter) предложил провести переговоры у него в стране.
Швейцария представляет дипломатические интересы США в Иране с тех пор, как Вашингтон после кризиса с заложниками в 1979 году закрыл свое посольство в Тегеране.
Иранские службы безопасности арестовали двоих американцев иранского происхождения в первый президентский срок Обамы. В июле 2014 года разведывательная служба элитного Корпуса стражей исламской революции задержала шефа бюро Washington Post в Тегеране Джейсона Резаяна (Jason Rezaian), обвинив его в шпионаже.
Четвертый американец иранского происхождения был арестован в прошлом году. В 2007-м на иранском острове Киш исчез бывший агент ФБР Роберт Левинсон (Robert Levinson). Его местонахождение остается неизвестным.
Вначале швейцарский канал не проявлял особой активности. Но ситуация изменилась, когда Тегеран и мировые державы в июле 2015 года пришли к окончательному соглашению об ограничении иранской ядерной программы в обмен на снятие большей части международных санкций. В ноябре и декабре в швейцарской Женеве произошел бурный всплеск переговорной активности.
Американскую делегацию возглавлял специальный посланник Госдепартамента Бретт Макгерк (Brett McGurk), а в ее состав входили сотрудники ЦРУ и ФБР, о чем рассказали американские и европейские официальные лица. Иранская делегация была в основном укомплектована представителями контрразведки.
Дискуссии, проходившие в отеле «Интерконтиненталь», вначале были сосредоточены на формуле, в соответствии с которой, Иран должен был обменять задержанных в Тегеране американцев на своих граждан, находившихся в тюрьмах США. Но примерно в рождественские праздники переговоры увязали с арбитражем в Гааге по вопросу старой сделки о поставках оружия.
Иранцы требовали, чтобы США вернули 400 миллионов долларов, которые режим шаха разместил в доверительном фонде Пентагона в 1979 году в рамках закупки американских истребителей. Они также хотели получить миллиарды долларов в виде накопившихся к тому времени процентов.
Президент Обама утвердил передачу 400 миллионов долларов. Но собрать такое большое количество наличности было сложно и небезопасно, рассказали американские и европейские представители. Один осведомленный о проведенной операции человек пошутил: «В банкомате такое количество налички не снимешь».
Керри, Госдепартамент и Министерство юстиции обратились к правительствам Швейцарии и Голландии. Администрация Обамы перевела их центробанкам 400 миллионов долларов. Затем эти деньги конвертировали в другие валюты и отправили в Иран транспортным самолетом.
Утром 17 января Иран освободил четверых американцев. Трое из них сели в самолет швейцарских ВВС и улетели в Женеву, а четвертый вернулся в США самостоятельно. В ответ Соединенные Штаты выпустили на свободу семерых граждан Ирана и аннулировали запрос на экстрадицию еще 14.
Американские и европейские официальные лица не сказали точно, когда самолет с 400 миллионами долларов на борту совершил посадку в Иране. Но близкое к Корпусу стражей исламской революции иранское информационное агентство Tasnim сообщило, что деньги прибыли в тегеранский аэропорт в тот же день, когда улетели американцы.
В то время командование стражей хвасталось тем, что американцы уступили иранскому давлению. «Такая сумма денег была выплачена за освобождение американских шпионов», — заявил государственным средствам массовой информации командующий ополчением «Басидж» генерал Мохаммед Реза Нагди (Mohammad Reza Naghdi).
Среди удерживаемых в настоящее время американцев руководитель из энергетической компании по имени Сиамак Намази (Siamak Namazi) и его 80-летний отец Бакир, сообщили американские и иранские представители. Пресс-секретарь иранских органов юстиции в прошлом месяце подтвердил, что Тегеран арестовал третьего американца, жителя Сан-Диего по имени Реза «Робин» Шахини (Reza «Robin» Shahini).
Друзья и родственники Намази считают, что иранцы пытаются усилить давление, чтобы осуществить еще один обмен заключенными или добиться денежной выплаты в последние шесть месяцев работы администрации Обамы. По словам американских представителей, Керри и другие руководители поднимают этот вопрос перед иранскими дипломатами.
В последние недели официальные лица Ирана требуют, чтобы Соединенные Штаты вернули два миллиарда долларов иранских средств, которые были заморожены в 2009 году в Нью-Йорке. Верховный суд недавно постановил, что эти деньги следует раздать жертвам профинансированных Тегераном террористических актов.
Члены конгресса пытаются принять закон, запрещающий Обаме осуществлять дальнейшие выплаты Ирану. В одном из законопроектов на эту тему говорится, что Белый дом должен обнародовать детали перевода в Иран 1,7 миллиарда долларов.
«Денежные выплаты Ирану, осуществленные в январе президентом Обамой и могущие пойти, насколько нам известно, на иранскую военную экспансию, это отталкивающий пример деятельности исполнительной власти, — заявил соавтор законопроекта сенатор Джеймс Лэнкфорд (James Lankford) из Оклахомы. — Финансировать иранскую армию это, пожалуй, самое худшее применение деньгам налогоплательщиков за всю историю американского президентства».