В начале недели в Сирии был сбит российский вертолет, в результате чего погибли пять членов экипажа. Это наверняка стало болезненным ударом для Владимира Путина. Ведь до этого происшествия российский президент мог гордиться положительным балансом стоимости вмешательства в сирийскую гражданскую войну. До сих пор потери России были единичными.
Россия смогла спасти режим Башара Асада от практически неминуемого краха и нанести тяжелое поражение воюющим против него повстанцам. При достижении этой цели, правда, были убиты тысячи сирийских граждан и сотни тысяч стали беженцами, но в мировом сообществе никто не осмеливается возвысить голос против действий России в Сирии. Одновременно Россия смогла предостеречь Израиль и Турцию от вмешательства в происходящее в Сирии и заключить стратегический союз с Ираном, а также, в той или иной форме, с «Хезболлой». Этот союз стал опорой для возвращения России в ближневосточный регион.
Но похоже, самого большого успеха Россия добилась на международной арене, в противостоянии с США под руководством Обамы. В этом противостоянии полностью проявились бессилие Вашингтона, отсутствие воли и решимости добиваться своих целей, а также, что еще хуже, отсутствие видения, целей и политического курса, понятного американским союзникам и противникам в регионе.
Владимир Путин долгие месяцы относится к американцам презрительно. Он ведет с ними смехотворный диалог с целью обеспечить урегулирование ситуации в Сирии и положить конец войне. В рамках этих усилий он проводит бессмысленные международные встречи, ведет переговоры с госсекретарем США Джоном Керри, объявляет о прекращении огня в Сирии и о выводе российских войск, хотя подобные действия так и не были выполнены на практике.
Тем временем, параллельно воображаемому и бесцельному диалогу, самолеты Владимира Путина бомбят всю территорию Сирии, а его союзники в лице Корпуса стражей исламской революции и боевиков «Хезболлы» отвоевывают все новые и новые территории у сирийских повстанцев.
Но американцы упорно следуют прежним курсом и не дают фактам смутить себя. Они по-прежнему дают дипломатическую поддержку инициативам Владимира Путина. По мере того, как Путин расширяет боевые действия, например, атакует второй по размеру город Сирии Алеппо, американцы выдвигают все более странные предложения. Например предлагают совместную американо-российскую операцию против террористов ДАИШ (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. пер.), которая придаст легитимности российской интервенции в гражданскую войну и усилит давление России и Асада на оппозиционеров.
Каждый ребенок в Сирии уже понял, что от США спасения не дождаться. Но и у Путина есть свои проблемы. В конце концов, несмотря на то, что Россия демонстрирует мощь, она остается государством, борющимся с серьезными экономическими трудностями. Путин смог заручиться поддержкой общественного мнения в России, демонстрируя успех и победу. Но он хорошо помнит, что вторжение советских войск в Афганистан 30 лет назад завершилось гибелью тысяч российских военных и стало одной из причин распада СССР. На этом фоне сбитый вертолет и гибель экипажа — это крайне неприятные новости.
Более того, то, что сегодня кажется победой, завтра может обернуться погружением в сирийское болото. В битве за Алеппо Россия, а с ней сирийцы и иранцы, поспешили объявить о победе. Сирийские правительственные войска истощены и ослаблены, и им не по силам реализовать преимущество, которое дают им российские бомбардировки, а повстанцы оказались способны пустить им кровь и остановить наступление. Поединок с Обамой Путин закончил нокаутом, но война в Сирии может продлиться еще очень долго.