Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санкции против возвращения в прошлое

© AP Photo / Dmitry LovetskyПрезидент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме
Президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С Западом напрямую Путин вряд ли собирается воевать — но во многих своих выступлениях фактически предлагает ему новый геополитический «раздел мира» — примерно такой же, какой был в эпоху до падения Берлинской стены. Хотя мир с тех пор уже кардинально изменился. Но можно ли экономическими санкциями изменить мировоззрение человека, который сам хочет жить в прошлом? Это непростой вопрос.

Санкции — традиционный инструмент международного воздействия, применяемый к руководству тех стран, которые нарушают принятые на себя правовые обязательства.

 

Интересно вспомнить, что по отношению к советской России экономические санкции были введены практически сразу после большевистского переворота в 1917 году. В Первой мировой войне Россия участвовала в блоке Антанта, в союзе с Великобританией и Францией. Однако большевики предали этот блок, заключив сепаратный Брестский мир с Германией. Кроме того, они национализировали предприятия, принадлежавшие британским и французским бизнесменам, и отказались выплачивать долги бывшей Российской империи. Такая политика привела к практически полному сворачиванию торговых отношений Западной Европы и СССР, возобновившихся лишь в 1930-е годы.

 

После вторжения советских войск в Финляндию в ноябре 1939 года администрация президента США Франклина Рузвельта также объявила эмбарго на торговлю с СССР, продолжавшееся до 1941 года. Кроме того, СССР в 1939 году был исключен из Лиги наций (тогдашнего предшественника ООН).

 

В 1974 году, по инициативе конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника, в американский Закон о торговле была внесена поправка, ограничивающая торговлю со странами, которые препятствуют праву своих граждан на эмиграцию, а также нарушают другие права человека. Эта поправка существенно затормозила советское технологическое развитие, а в 1980 году, после ввода советских войск в Афганистан, Конгресс вообще установил эмбарго на поставку в СССР IT-технологий. В конечном итоге, это стало одной из главных причин исторического поражения СССР в холодной войне.

Возобновление санкционной политики в постсоветские годы было связано с «делом Магнитского». Сергей Магнитский — независимый финансовый аналитик, расследовавший коррупцию в российской власти, но в результате своей деятельности он был арестован и в 2009 году скончался в тюрьме. Его смерть вызвала громкий международный резонанс. В США и Великобритании был утвержден «список Магнитского», вводящий персональные санкции против ряда российских чиновников, преимущественно из силовых структур.

Но экономические санкции против России, которые с марта 2014 года начали США, Евросоюз, Канада, Япония, Австралия и некоторые другие страны, выглядят гораздо более масштабными. Их причиной стала аннексия Крыма и последующая война в восточных регионах Украины, где принимают активное участие российские войска и инструкторы. Это было безусловное нарушение Будапештского меморандума и других международных договоров, в которых Россия обязалась уважать территориальную целостность Украины.

Возможно, кремлевское руководство не ожидало столь мощной и совместной реакции развитых стран. На ввод российских войск в Грузию в 2008 году Запад отреагировал лишь выражением «озабоченности», но никаких санкций не вводил. Поэтому Кремль решил, что и аннексия Крыма ему так же легко сойдет с рук.

Но современные страны уже не желали мириться с такой политикой. Все-таки случаев территориальных аннексий, когда одно государство присваивает территорию другого, в Европе не было со Второй мировой войны, и создавать такой прецедент сегодня никто не желал. Уже 17 марта 2014 года США и ЕС ввели персональные санкции против ряда российских и крымских политиков, причастных к акту аннексии. Впоследствии санкционный список был расширен за счет бизнесменов, близких президенту Путину. Многим из них был запрещен въезд в западные страны и блокированы их банковские счета.

Против самого Путина персональных санкций не вводилось. Однако Россию фактически исключили из «Большой Восьмерки» — неформального клуба лидеров развитых стран, в который Россия вступила в 1998 году. С 2014 года этот клуб вернулся к формату «Большой Семерки», куда российского президента больше не приглашают.

Экономические санкции также начали вводиться уже в марте 2014 года, но особенно расширились с обострением ситуации на Донбассе. 28 марта США запретили продажу в Россию продукции военного и двойного назначения. Впоследствии были ужесточены требования к заявкам на экспортные лицензии для любой технологической продукции, «способной усилить российский военный потенциал».

В июле 2014 года против российских оборонных предприятий введены «блокирующие санкции», предусматривающие полное прекращение контактов со стороны США и замораживание активов в американских банках. Введен режим экспортного лицензирования на товары, предназначенные для ряда нефтяных проектов в России, связанных с глубоководной добычей топлива, добычей на шельфе, а также в Арктике.

Для многих российских банков срок допустимого кредитования был снижен до 30 дней.

1 августа, после катастрофы пассажирского Боинга под Донецком, сбитого боевиками «ДНР», вступили в силу секторальные санкции Евросоюза. Они включают эмбарго на поставки в Россию вооружений, «товаров и технологий двойного назначения», а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности.

Европейские санкции в отношении Крыма предусматривают запрет на инвестиции и торговлю, приобретение недвижимости, строительство инфраструктуры и оказание туристических услуг. Кроме того, введены ограничения на экспорт в Крым европейских товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта и телекоммуникаций, разведки и добычи углеводородов и минералов. Круизным судам, принадлежащим европейским компаниям или ходящим под флагом Евросоюза, запрещено заходить в крымские порты. Европейская организация по безопасности аэронавигации запретила авиакомпаниям стран ЕС осуществлять перелеты в Крым. Жителям Крыма, получившим российские паспорта, шенгенские визы не выдаются.

Многие общеевропейские организации также присоединились к санкциям. Европейская ассоциация свободной торговли приостановила переговоры о зоне свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Беларуси. Совет Европы лишил российскую делегацию права голоса и запретил ее представителям занимать руководящие должности в ПАСЕ. Европейский банк реконструкции и развития заморозил принятие решений о новых проектах в России.

Страны ЕС по отдельности также прекратили или резко сократили сотрудничество с Россией, особенно в военной и технологической сферах, но зачастую также в области информации и культуры. Общее количество приостановленных проектов исчисляется тысячами.

Из-за санкций отток капитала из России только в 2014 году составил астрономическую сумму 110 миллиардов долларов. Помимо падения курса рубля и проблем в банковской сфере, прекратились инвестиции во многие современные индустрии. Фактически, таким образом, сама Россия «исключает» себя из современности.

Но вместо прекращения агрессивной политики, кремлевское руководство само объявило развитым странам свои «контрсанкции». К ввозу в Россию была запрещена сельскохозяйственная продукция из стран ЕС на сумму около 9 миллиардов долларов в год. Это конечно ударило по европейским производителям и ритейлерам — например, финская сеть Prisma приостановила свое развитие в России. Она была популярной у петербуржцев, поскольку торговала свежей молочной продукцией из Финляндии. Но вся эта продукция (так же, как и из стран Балтии) теперь в России запрещена.

По подсчетам экспертов Немецкого института экономических исследований DIW Berlin, в результате введения западных санкций ВВП России с 2014 по 2015 год сократился на 4%, тогда как изначально правительство планировало рост в 7%. Эта разница в 11% между предполагаемым и реальным состоянием российской экономики составляет около 4 триллионов рублей (70 миллиардов долларов). При этом, как отмечают эксперты, влияние российских контрсанкций на Европу оказалось «ничтожно мало», а темпы экономического роста в ЕС снизились незначительно.

Наглядный пример привел Алексей Кудрин — «1% российского ВВП — это примерно 700 миллиардов рублей, то есть столько, сколько государство вложило в сочинскую Олимпиаду». Таким образом, если рассматривать разницу между предполагавшимся ростом российской экономики и ее реальным падением в результате санкций, агрессия против Украины обошлась России в 10 Олимпиад!

Колоссальные потери от санкций понес и российский энергетический гигант «Газпром», капитализация которого в 2015 году сократилась более, чем в 2 раза. Кроме того, теперь у него нет необходимых западных технологий для разработки новых месторождений. Возведение «Керченского моста» в Крым, о котором громко вещает российская пропаганда, также оказалось под угрозой вследствие западной санкционной политики. Как сообщает BBC, европейские и американские компании отказываются страховать риски этого строительства, не говоря уже о запрете на поставки технологий и оборудования.

Что же касается «контрсанкций» российских властей, то они оказались направлены не столько против Запада, сколько против своих собственных граждан, лишив их возможности приобретать качественные европейские продукты. Расхожими стали даже вопиющие случаи уничтожения бульдозерами «санкционного» продовольствия. Тем самым открывается путь возвращения к пустым прилавкам советских магазинов.

И точно так же, как и в СССР, пропаганда обвиняет во всех мировых бедах США. Официальные российские СМИ утверждают, будто на политике санкций настоял лично президент Обама и вынудил европейцев ее принять — хотя сами представители ЕС заявляют, что приняли это решение самостоятельно. Агрессивная политика России в Европе опасна в первую очередь для самих европейцев — и поэтому они предпочли пойти на политическое сдерживание России экономическим выгодам от торговли с ней. У США и ЕС иногда возникают некоторые разногласия по вопросу санкций, связанные с тем, что ЕС — это союз многих стран, у которых есть собственные интересы. Тем не менее, Совет ЕС 1 июля принял солидарное решение о продлении санкций против РФ до 31 января 2017 года. США продлили свои санкции на год еще в марте.

В апреле 2016 года помощник госсекретаря США Виктория Нуланд во время визита в Киев заявила, что полностью санкции не будут сняты до тех пор, пока Россия не вернет Украине Крым. Тем не менее, все же самые суровые санкции, касающиеся целых секторов экономики, были введены не после аннексии Крыма, а с началом военных действий на востоке Украины. Отмена этих санкций — и американцами, и европейцами — прочно увязывается с выполнением Россией Минских соглашений.

Однако эти соглашения, видимо, уже зашли в исторический тупик. Эту ситуацию четко и наглядно проанализировал публицист Павел Казарин:

«Минские соглашения сами по себе мир принести не способны. Они создавались не для долгого мира, а для перемирия, в них не прописаны точные сроки выполнения пунктов и ответственность за срыв. Вдобавок, от очередности выполнения этих соглашений напрямую зависит то, кто именно выйдет из войны победителем.

Москва настаивает на том, что сперва Киев должен объявить амнистию боевикам, затем — провести выборы на оккупированной территории (в которых смогут принять участие амнистированные боевики), и только потом Кремль готов обсуждать передачу контроля над российско-украинским участком границы. По сути, это означает полную легализацию пророссийских боевиков — и именно они в данном случае станут контролировать границу между двумя странами…

В свою очередь Киев считает, что Минские соглашения должны выполняться в другой очередности. Сперва — передача контроля над границей украинской армии, что сделает невозможным снабжение боевиков оружием и боеприпасами, а только затем — выборы на Донбассе (причем по украинским законам и с участием украинских политических партий).

В данной ситуации никакой компромисс невозможен».

Дискуссии об очередности выполнения Минских соглашений могут продолжаться сколь угодно долго — но это будет означать и продление режима санкций. Москва не желает, да и не может исполнять эти соглашения в той логике, которую видят мировые деятели — начав с вывода своих войск и вооружений. Потому что это означало бы признание провала российской имперской политики и неуклонное падение рейтинга Путина.

А он, как давно уже заметила Ангела Меркель, живет «в другой реальности». В той, где все постсоветское пространство по-прежнему воспринимается как бесспорная «зона влияния» Кремля. А те страны, которые желают сохранять от него политическую независимость, считаются «агентами Запада» и не застрахованы от пришествия российских «освободителей».

Впрочем, с Западом напрямую Путин вряд ли собирается воевать — но во многих своих выступлениях фактически предлагает ему новый геополитический «раздел мира» — примерно такой же, какой был в эпоху до падения Берлинской стены. Хотя мир с тех пор уже кардинально изменился. Но можно ли экономическими санкциями изменить мировоззрение человека, который сам хочет жить в прошлом? Это непростой вопрос…