Несмотря на сложившуюся в Турции обстановку, Евросоюз и федеральное правительство Германии настаивают на соблюдении соглашения по беженцам, заключенного с Турцией. Даже недавние угрозы со стороны Анкары не привели к изменению их точки зрения. Такая политика самообмана все чаще подвергается критике. Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц (Sebastian Kurz) в интервью Spiegel Online предостерегает от «зависимости, которая опасна». Политик, представляющий Австрийскую народную партию (ÖVP), требует построить альтернативный план по урегулированию миграционного кризиса.
Spiegel Online: Федеральное правительство Германии, точно так же как ЕС, твердо выступает за соблюдение заключенного с Турцией соглашения по беженцам, как будто ничего не произошло. Что Вы об этом думаете?
Себастьян Курц: Мы не можем вздохнуть с облегчением и надеяться на то, что сделка с Турцией останется в силе. Ведь если мы так поступим, то попадем в зависимость, которая опасна. А мы не должны оказаться в ситуации, которая позволит нас шантажировать. Я хотел бы, чтобы Европа была сильной и самостоятельной — и смогла своими силами урегулировать миграционный кризис.
— Как это должно выглядеть?
— Мы должны, наконец, защитить наши внешние границы. Я еще в мае предупреждал о том, что нам не следует действовать так, что мы окажемся в зависимости от Турции, и что соглашение с Анкарой должно стать только Планом Б. Теперь, на фоне прозвучавших со стороны Турции угроз, становится ясным, что нам нужен этот План А.
— Итак, еще раз: как должен выглядеть План А?
— Для начала нам в Евросоюзе нужна настоящая пограничная и береговая охрана. Одновременно нам необходимо обеспечить то, чтобы ограниченное количество беженцев легально могло въехать в ЕС согласно программам по переселению. Но при этом должно быть ясно, что любая нелегальная миграция будет предотвращена. Факт спсаения в Средиземном море не может означать, что это — билет в Центральную Европу.
— А конкретно?
— Тот, кого «подхватят» на внешних границах, должен быть принят в пункте приема беженцев и в идеальном случае отправлен в страну происхождения или в транзитную страну со стабильной ситуацией в сфере безопасности. Так, как это практикуется, причем успешно, в Австралии. Кроме того, мы должны в будущем инвестировать еще больше, с тем чтобы улучшить качество жизни на местах. Таким образом мы сможем предотвратить то, что все больше и больше людей оправляются в путь, задавшись целью дойти до Европы, а ситуация тем временем выходит из-под контроля.
— Вы обсуждаете это предложение с министром иностранных дел Германии и уполномоченными ЕС по вопросам внешней политики?
— Однозначно. Я ведь внес такое предложение несколько месяцев назад, тогда меня раскритиковали, но сейчас все иначе. Растет поддержка со стороны коллег — министров иностранных дел. Если мы как европейцы не защитим наши внешние границы, в среднесрочной перспективе не может больше быть открытых границ внутри Европы. Но я и впредь хочу жить в открытой Европе.
— Следует ли ЕС по собственной инициативе расторгнуть сделку по беженцам, учитывая обстановку в Турции.
— В этом нет необходимости. Но Европа должна быть сильной. Мы не имеем права вставать на колени перед Анкарой, и мы должны защищать наши основополагающие ценности. Существуют четкие критерии, касающиеся либерализации визового режима, мы не должны их нарушать. Турция сейчас развивается так, что все больше отдаляется от Европы.