Я никогда не бывал на Олимпийских играх в атмосфере такой двойной морали, как сейчас.
Сборная России приступает к соревнованиям, и можно сказать, что это единственно разумное решение МОК перед Играми в Рио-де-Жанейро. Нельзя вводить коллективные санкции.
Однако всех русских стригут под одну гребенку, многие требуют отстранить и виноватых и невиновных.
Председатель антидопингового комитета Швеции Кристина Олиндер (Kristina Olinder) непреклонна. Правда, я ни разу не слышал, чтобы она комментировала шведские случаи применения допинга в последние годы при всех их сомнительных обстоятельствах с двойным местом жительства в предполагаемых «допинговых государствах».
Нет, в этом королевстве многое прогнило.
Мне кажется, что вышла наружу застарелая ненависть к русским, и теперь на русских спортсменов смотрят как на законную добычу.
И это не та Россия, которую я много лет наблюдаю в многочисленных поездках.
Даже информатора Юлию Степанову не пустили на Олимпиаду. Ее отстранили, потому что у нее была дисквалификация на два года по причине допинга. Подобное решение МОК полностью противоречит прежнему вердикту Международного спортивного арбитражного суда, запретившему наказывать спортсмена дважды за одно и то же нарушение.
Но ей не помогло даже разоблачение масштабной российской допинговой системы (как будто это новость, надо добавить. Я что, видел больше, чем ВАДА? Или мир совсем ослеп?)
При этом американец Джастин Гэтлин (Justin Gatlin) поборется за золото на дистанциях 100 и 200 м, несмотря на то, что у него была самая продолжительная дисквалификация в истории спорта, если не принимать во внимание пожизненные санкции.
Возможно, я ошибаюсь или что-то упускаю, но нелегко поспорить с отстранением на четыре и потом еще на два года.
А британская велосипедистка Лиззи Армистед (Lizzi Armistead) пропустила три допинг-пробы перед Олимпиадой, и обычно это прямой путь к двухлетней дисквалификации. Однако Международный спортивный арбитраж допустил ее до олимпийских соревнований.
Я точно знаю одно: не все равны перед законом. В мире царит ужасающая двойная мораль.
Если ты русский, то весь мир будет кричать об отстранении. Если ты из страны, широко известной как борец с допингом, то ничего страшного, нарушай правила сколько угодно, неважно, в чем тебя подозревают.
Вспомните и выдающуюся норвежскую сборную по лыжным гонкам, где все или почти все спортсмены страдают от астмы. Это какая-то пародия на справедливость.
Если бы норвежский астматический скандал случился в России, ей бы не было пощады. Вылетел бы каждый спортсмен.
А Всемирное антидопинговое агентство должно было нести ответственность за те самые лаборатории в Москве и Сочи, которые ныне обвиняют в мошенничестве. Две лаборатории под контролем ВАДА вообще не смогли бы начать работу без разрешений Антидопингового агентства в Канаде.
По-моему, причина непреклонности Агентства в том, что оно было обмануто, так как плохо следило за происходящим, чего никак не ожидаешь от всемирной организации.
ВАДА — вот главный отрицательный персонаж, и я не могу отделаться от мысли, что доклад агентства о допинговом мошенничестве России всего за две недели до начала Олимпиады имел конкретные цели.
Запоздалая, но точно рассчитанная месть за то, что аккредитованные лаборатории вышли из-под контроля.
Больше похоже на политику, чем на борьбу с допингом.
И еще одно.
Если ВАДА требует отстранения России от всех международных чемпионатов, то это касается и Кубка мира по хоккею? Этот турнир проходит в родной стране ВАДА — Канаде. Главный офис международного антидопингового агентства находится в Монреале, и этот город сходит с ума по хоккею. Но я не слышал ни словечка о запрете на участие России.
Вероятно, причина в том, что сотрудникам ВАДА было бы лучше там вообще не показываться, если бы они приняли подобное решение.
Я пишу все это не в защиту России. Россия — страна восточного блока, которая систематически применяла допинг еще во времена холодной войны и в некоторых видах спорта делает это до сих пор. Кстати, в США допинг был не менее распространен.
Но я отказываюсь считать всех русских спортсменов мошенниками. Я знаком со многими из них, я встречал много русских, которые так же яростно, как и шведы, протестовали против допинга.
Елена Исинбаева. Употребляла допинг? Наказана судом? Нет, она десять лет жила по соседству с ИААФ в Монако, и ни один из ее тестов не показал положительного результата.
Российские хоккеисты?
В допинговые 1970-е и 80-е многие выглядели как «трансформеры». Владимир Крутов имел квадратное телосложение и такое рябое лицо, что его можно было демонстрировать как пример побочных эффектов допинговых препаратов.
Но Игорь Ларионов? Павел Дацюк? Две стройных звезды хоккея, на которых ни разу не пало подозрение. Две сильные личности, способные сказать «нет».
Нет, коллективные санкции — это недопустимо. Точность попадания так низка, что неизбежно страдают невиновные. А этого не должно быть.
Матс Веннерхольм более 25 лет работает в спортивной журналистике. В 2008 году его выбрали лучшим спортивным журналистом года. Ведет блог о хоккее и легкой атлетике в спортивной редакции Aftonbladet.