Рефлекторно бросившись подхватить горячую сковороду, упавшую с плиты, вы сможете в последний момент отдернуть руку и избежать ожога. Это происходит благодаря способности центра исполнительного контроля мозга вмешаться и разорвать цепочку автоматических команд. Новые данные показывают, что то же самое верно и в отношении рефлекторных воспоминаний — это значит, что мозг может остановить спонтанное извлечение из памяти болезненных воспоминаний.
Воспоминания находятся в мозгу в виде взаимосвязанных данных. В результате одно воспоминание может потянуть за собой другое, и в итоге без каких-либо осознанных усилий воспоминания начинают пузыриться на поверхности. «Получив напоминание, сознание спешит оказать нам услугу, вызвав воспоминание, связанное с ним. Но иногда это оказывается чем-то, о чем мы предпочли бы не вспоминать», — говорит Майкл Андерсон (Michael Anderson), нейробиолог из Кембриджского университета.
Но люди не бессильны в отношении этого процесса. Предыдущие визуализирующие исследования предполагают, что лобные доли мозга могут сдержать активность гиппокампа, важнейшего органа памяти, и тем самым остановить извлечение воспоминаний. Чтобы дополнительно изучить этот вопрос, Андерсон и его коллеги проверили, что происходит при подавлении активности гиппокампа. Они попросили 381 студента заучивать пары слабо связанных слов. Потом им показывали одно слово и просили вспомнить второе или, наоборот, просили стараться не думать о втором слове. Время от времени между этими упражнениями им показывали необычные картинки, например, павлина на автомобильной стоянке.
Как пишет Nature Communications, способность участников исследования последовательно вспоминать павлинов и другие странные картинки была на 40% ниже в том случае, когда их просили подавлять воспоминания о словах до или после увиденных изображений, по сравнению с опытами, когда их просили вспоминать слова. Результаты подтверждают существование механизма контроля памяти и предполагают, что попытка подавить конкретное воспоминание оказывает негативное воздействие на всю память в целом. Исследователи назвали это явление «тенью амнезии», так как оно, предположительно, блокирует воспоминания о несвязанных событиях, происходивших в то время, когда активность гиппокампа подавлялась. Эксперты, не участвовавшие в этом исследовании, говорят, что выводы могут объяснить, почему люди, пережившие тяжелое травматическое событие и попытавшиеся забыть о нем, плохо запоминают вещи в повседневной жизни.
Если исключить временную амнезию, то подавление воспоминаний может оказаться полезным навыком, говорит Андерсон. По этой причине он и его коллега Ана Катарино (Ana Catarino) изучают, можно ли обучить людей искусству подавлять воспоминания. Они проводят эксперимент, в рамках которого следят за мозговой активностью участников в реальном времени и предоставляют словесный отзыв о том, насколько была подавлена деятельность гиппокампа. Они надеются получить ключ к тому, как можно научиться выборочно забывать прошлое. Такое умение могло бы значительно облегчить боль людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.