«Президент Турции Эрдоган приедет к Путину в Санкт-Петербург, а «нашим» в Брюсселе уже можно начинать бояться», — говорит редактор Literární novinу и аналитик Тереза Спенцерова. Она также рассказывает о подлинном размахе движения изгнанного турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого поддерживает ЦРУ и сильно ненавидит турецкое правительство. В своем регулярном обзоре событий недели на Parlamentní listy Спенцерова также комментирует непрекращающиеся бои под сирийским Алеппо и «комедийный» ход предвыборной кампании в США.
Parlamentní listy: Эрдоган снова нас порадовал — на этот раз совершенно прямой угрозой. Мол, если не будет безвизового режима, не будет соблюдаться и договор о возвращении мигрантов. Греки этому не рады, а у немцев «их турки» даже устраивают выступления на улицах. И плюс история с базой Инджирлик с американскими водородными бомбами. На одном из чешских телеканалов показывают турецкий сериал «Великолепный век», так вот… К чему мы пришли за эту неделю? Ведь американские и турецкие делегации собираются в дорогу, а партнерство Турции в НАТО по-прежнему действительно. И что порекомендовать нашим союзникам-грекам на случай, если Эрдоган откроет «шлюзы» и сирийцы хлынут дальше? «Держитесь»?
Почему я рассматриваю это в таком широком контексте? Потому что проблема состоит в том, что пока США не выдадут Гюллена, а Запад будет гостеприимен к отдельным «щупальцам» его спрута, отношения с Турцией будут только ухудшаться. Пока еще у сторон есть желание «разговаривать», хотя тема одна — Гюллен. И у Эрдогана в руках есть по-настоящему убедительный аргумент в виде трех миллионов беженцев, которых он готов выпустить в Европу, хотя лучше было бы сказать «выдавить». Посмотрим, как к проблеме отнесутся США. Интересно ли им, что будет с Европой, или они воспринимают нас только как рынок сбыта оружия и товаров? Как любого другого услужливого лакея? Посмотрим.
Турция — член НАТО, и ее лидер через неделю отправится в Санкт-Петербург к Путину. Греция — член НАТО, и она хочет покупать у России оружие. На прошлой неделе Путин посетил с неформальным визитом страну-член ЕС и НАТО — Словению. Трамп поднял тему целесообразности альянса, и теперь она начинает напоминать отрывной календарь. Насколько наш календарь послевоенного периода будет оборван, станет понятно после переговоров Эрдогана с Путиным. Я думаю, что десятки тысяч «наших» в Брюсселе, из НАТО и ЕС, даже не пикнут.
— Наши темы могут показаться академичными жителям Алеппо, где идут ожесточенные бои. Мы заметили такие заголовки, как «Алеппо — могила сирийской революции». Это всего лишь фраза, или мир действительно близок? И вернемся к геополитическим прогнозам: недавно вы предположили, что в Сирии Эрдоган больше склоняется к России и Асаду. Подтверждают ли это события? И еще. На этой неделе мы почти не слышали имя Башара Асада в наших СМИ. Что он делает?
— Что делает Башар? Вчера, согласно нашим мейнстримовским СМИ, вместе с русскими он опять применял «химические бомбы» и «убивал своих собственных граждан» или что там… А что еще он может делать? Черт и есть черт! А если серьезно, то битва за Алеппо действительно имеет решающее значение для вероятного исхода войны. Это самый большой сирийский город, и в районах, занятых джихадистами, где сейчас идут бои, по-прежнему проживает около 40 тысяч человек. И как только оккупирующие эти районы «наши умеренные» головорезы будут повержены, Западу в Сирии останется всего-то расправиться с ИГИЛ (запрещенной в России террористической организацией– прим. ред.) и переименованной «Аль-Каидой» (организация признана террористической и запрещена в России). То есть Запад проиграл войну, но (уж не знаю почему: то ли из-за скудоумия наших избранных лидеров, то ли из-за их полной слепоты) он повторяет свои требования к России оставить джихадистов в Алеппо в покое. Больше всего меня позабавил аргумент о том, что коридоры, по которым из этих районов Алеппо могли выйти мирные жители, из-за этой гуманитарной возможности обезлюдят, и тогда россиянам не составит труда уничтожить «наших». Поэтому мы и твердим, что у мирных жителей есть святое право оставаться дома, а у джихадистов — их перебить… Это как раз одна из ситуаций, когда мне по-настоящему стыдно за лидеров нашей западной цивилизации.
Но, с другой стороны, стоит признать, что Запад только высказывает громкие возражения в защиту джихадистов, а СМИ каждую такую глупость передают дальше, и так создается впечатление, что мы на самом деле что-то там делаем и отстаиваем (как раз защитой джихада в Алеппо) наши высокие демократические ценности. Кстати, Запад никогда не заботили сирийцы, которые годами живут в окружении джихадистов…
Так вот, на практике российская авиация и сирийская армия с иранскими соединениями производят зачистку одного джихадистского района Алеппо за другим, отразив «решающее» контрнаступление «Аль-Каиды», а «наши» только невероятно глупо болтают. Поэтому у меня складывается впечатление, что, скорее всего, именно в этом и была суть соглашения, о котором недавно в Москве договорился Путин и Керри. Мол, делайте вид, что вы по-прежнему на коне, и дайте нам работать. В период, когда США из-за большого успеха снова (в рамках первой серии) начали бомбардировать Ливию, возможно, такой договор дороже золота. Но посмотрим. У Дамаска, россиян, иранцев и их союзников есть, по сути, всего полгода на то, чтобы довести войну до какого-то необратимого конца, потому что дальше возможен вариант прихода Хиллари. А она уже, в общем-то, пообещала, что «перезагрузит» войну в Сирии. Да, несмотря на миграционные последствия для Европы…
В общем, Алеппо сыграет решающую роль. Если в ближайшем будущем будут повержены последние местные джихадисты, а остальные сотнями будут сдаваться из-за предложенной правительством амнистии, то вся западная и жизнеспособная часть Сирии окажется под контролем Дамаска. Тогда анклавы ИГИЛ далеко в восточной пустыне под Раккой и Дейризором могут стать предметом переговоров. Подождем. Лично я сейчас предполагаю, что россияне будут действовать жестче, чтобы ускорить «ход истории».
— Нас наводняют новости об американской предвыборной борьбе. Мы знаем, что вы, скорее, хотели бы оставить американцев самих разобраться с выбором, однако следующий ряд событий нельзя не учитывать. Во-первых, произошла утечка электронной корреспонденции Хиллари. Кто-то получил письма, якобы это были россияне, и передал их Трампу. Он утверждает, что с россиянами не имеет ничего общего. В СМИ говорят, что Хиллари неприятная особа и у нее нет шансов. На съезде демократов выступили мусульманские родители убитого американского солдата, Трамп их тут же оскорбил, и его рейтинги упали. Обама его тут же поддел. И над всем этим продолжает парить злобный Путин. Итак… как вы в общем оцениваете эти эпизоды, и о чем они вам говорят?
— По-моему, все факты, упомянутые вами, являются ясным доказательством того, что американские выборы, которые должны быть образцом демократии, невероятным образом превратились в совершеннейшую деревенскую пляску, окруженную не голливудской, а прямо-таки болливудской сентиментальной ерундой. Важные для американцев темы отброшены и для отвлечения внимания заменены глупостями. Главное, чтобы народ они развлекали и злили. Теперь еще остается вопрос о том, кто предложит народу помимо зрелищ и хлеб. Меня по-настоящему позабавило бы, если бы в итоге президентские выборы в США выиграл «затролленый» Путин, ведь его настолько втянули во все это, что было бы нечестно не дать ему такой возможности… А Обама сейчас поддевает Трампа, потому что обязан по партийной принадлежности, хотя еще на предварительных выборах 2008 года он называл Хиллари лгуньей… Но я боюсь, что тогда просто должен был победить чернокожий, а сегодня должна победить женщина. Трамп может хоть наизнанку вывернуться, но автоматы для подсчета голосов, думаю, контролирует не он.
Но если вы спрашиваете, как я оцениваю эту серию «эпизодов», то я лишь повторюсь: мне неприятно осознавать, что наше руководство — и в Чехии, и в ЕС — с радостью будет служить этим петрушкам (кто бы ни выиграл).
— Депутат Надя Савченко снова экономит на еде, то есть голодает, на этот раз добиваясь обмена пленными между Донбассом и Украиной. Такое можно воспринимать как давление на Порошенко. Если абстрагироваться от нее, какова сегодня позиция Порошенко, недавно назначенного правительства и украинского истеблишмента как такового, в особенности когда Трамп дает понять, что Россия может оставить себе Крым. Если закрыть глаза и представить себе, что глава Белого дома вот так поступает с Украиной и миром… Не будет ли конец ужасен?
— Надя — это, конечно, тема. Каждый день утром я хожу с собакой по одной улице, где до сих пор на знаке есть наклейка «Свободу Наде Савченко». Только она уже немного порвана, но «жива». Люди, которые прилепили этот слоган на наш знак «Уступи дорогу», явно думали, что когда ее отпустят, в мире воцарится благоденствие и счастье. Я не знаю, что они думают сегодня, но, судя по всему, они в депрессии и совершенно дезориентированы. Признаюсь, что когда на сайте я увидела заголовок об очередной надиной голодовке, в голову мне пришла масса саркастических и язвительных замечаний. И их число лишь выросло, когда я заметила, что в украинском Twitter уже появился смешной хэштег «ХудейСНадей». Будь это вид спорта на Олимпиаде, украинцы в нем были бы абсолютными чемпионами. Но потом я прочитала комментарии украинских психологов, которые считают это крайне жесткой атакой на порошенковскую правящую «клептократическую» компанию, так что одновременно это и удар по Западу. «Надя» требует обмена пленными и винит при этом правительство Порошенко, требует изменений в Конституции, которые лишили бы Порошенко всех полномочий, требует… В общем, это сейчас и неважно. Важно будет, если на Савченко сделает ставку ее «родная» партия еще одной умелой «голодальщицы» Юлии Тимошенко, и если в кампании против олигархов она получит поддержку простых украинцев. Посмотрим. Осень на Украине может стать по-настоящему интересной, и при определенных обстоятельствах мы опять будем только наблюдать и молоть что-нибудь, как с той Сирией.
— А теперь простой вопрос, чтобы слегка отдохнуть. Является ли чешский президент российским агентом и «русским тараканом»?
— Вот так сенсации. Мне еще с тоталитарных времен известно, что определенный вид чешских тараканов зовется русским, и такой таракан уже рождается агентом КГБ, а теперь — ФСБ. Однако лично я на подобные вещи вообще не обращала бы внимания, потому что господин Оеттингер, пражский кабачок и компания говорят все время одно и то же, да никто от них и не требует разумности, а тем более решений, так что в результате — эта шарманка. И все это я говорю при том, что тезисы Земана о выходе из миграционного кризиса ужасают меня так же, как и брюссельская беспомощность.
— Появляются статьи о том, что ситуация в арабском Йемене критическая. Мы видим это и в наших новостях, где мало рассказывают о роли Саудовской Аравии в этой проблеме. Давайте отнесемся к этому как к аналитическому посланию и саудовскому королю, и его внешнеполитической деятельности, и фондам, и религиозным организациям… Только террористам передавать привет лучше не будем. Давайте рассмотрим и этот несчастный Йемен.
— Саудовская агрессия против бедного Йемена началась под лозунгом «Мы уничтожим всех шиитских союзников Ирана», а по прошествии года с небольшим все заканчивается тем, что йеменские хуситы захватывают военные базы на саудовской территории. Если бы США были страной, соседствующей с государствами, куда предпринимают вылазки, то, вероятно, их постигла бы та же судьба. Но для нас эта война интересна тем, что западные производители оружия поставили саудовцам для войны с одной из самых бедных стран мира вооружений почти на 60 миллиардов долларов. У нас все прекрасно: эти «наши» совершают военные преступления, а соперник настолько лих, что плюет на наши миллиарды и захватывает уже восток Саудовской Аравии. Западные политики молчат, потому что их купили. Саудовцы, которые у себя дома уже столкнулись с проблемами с поставками питьевой воды для людей, хотят доказать свою силу, уничтожив Йемен… и проигрывают. Но пока нам платят, мы не проигрываем.
— Нас удивила информация о том, что представители афганского «Талибана» (организация признана террористической и запрещена в России) были приглашены в Китай для мирных переговоров. Не то чтобы их там любили, но Китай с ними по крайней мере разговаривает, и они могут высказаться. Можно ли ожидать, что китайцы, которых мы не боимся так же сильно, как россиян, в ближайшие годы смогут стать по-настоящему фатальными соперниками Запада? Скупят ли они заводы, откроют ли благодаря дешевой рабочей силе шахты и начнут ли добычу ископаемых в Африке, объединят ли наших локальных недругов и построят инфраструктуру?.. Можно ли будет однажды упрекнуть нынешних «охотников на русских» в том, что они следили за ложным, а не за подлинным врагом?
— Недавняя шумиха вокруг визита китайского президента в Прагу ясно дала понять, что как минимум 50-100 человек в нашей стране контакты с Китаем не устраивают. Лично я не придавала бы значения заявлениям этих 50-100 человек, а тем более тех, кто «протестует» против Китая, но вместе с этим одобряет «Ирак» или «Ливию». Да, Китай скупает США и Европу. Недавно китайская фирма купила и возглавляемый Америкой конгломерат производителей микрочипов, взяв таким образом под контроль мировой рынок электроники. А то, что Китай приглашает на переговоры «Талибан», с которым безуспешно конфликтует, наверное, уже лет 16, говорит о том, как нас рассматривают в Пекине, и каков китайский охват международных проблем.
Что касается прозрения нынешних кадровиков и цензоров, то особенных надежд я не питаю. Кто-то у нас, в Чешской Республике, решил, как и, например, при Биляке, что писать о реальном мире — значит предавать. Но факт в том, что Китай нас скупает, а Путин над нами смеется, потому что, наверное, мы кажемся ему действительно никчемными. А Янда составляет странные списки, потому что кто-то ему за это платит, включая, к сожалению, чешское государство. Но уже само существование «органа» типа «Европейских ценностей» — признак тонущего корабля. Они и вправду думают, что в демократии можно предписывать, какая новость подходящая, а какая нет? У нас такое уже когда-то было. Раз уж мы заговорили об этом, расскажу, что у нас в мясной лавке я видела надпись на колбасе «по нормам 1977 года». Вот тебе и на! Возвращение в тоталитаризм! К качеству!
— За чем еще на следующей неделе нам стоит следить?
— Очень важен будет визит Эрдогана в Санкт-Петербург. Посмотрим, что за этим последует.