Видные участники кампании за сохранение членства Великобритании в Евросоюзе, включая четырех действующих членов кабинета министров, выстроились в очередь за высокими государственными наградами в соответствии с т.н. «наградным листом уходящего в отставку премьер-министра». Это давняя традиция, по которой бывший глава Кабинета вправе обратиться к монарху с просьбой о поощрении выбранных им претендентов. Вообще-то замечательная традиция, и в Великобритании традиционно торжественная и важная, поскольку награждённые получают качественно иной статус в истеблишменте Англии. И в этот раз, казалось бы ничего сверхъестественного. Но на этот раз, Дэвид Кэмерон, даже уходя, разозлил многих в лондонской верхушке. Дело в том, что в списке Кэмерона 48 человек. Пресса взорвалась. Накал страстей возник потому, что среди них оказались и спонсоры Консервативной партии, чиновники, находящиеся на службе, — среди которых большое число личных друзей бывшего премьера, помощники и даже стилисты. Смириться с этим лондонскому истеблишменту, конечно же, трудно.
Беспрецедентная утечка списка «номинантов» позволила британской прессе установить личности соискателей высоких государственных наград и назначений в Палату лордов. В числе кандидатов на присвоение рыцарского титула (Knighthoods) фигурируют два важных для тори спонсора: один из самых серьёзных британских игроков в нефтяном бизнесе, Иэн Тэйлор (Ian Taylor) дал не только на нужды самой Консервативной партии более 1,6 миллиона фунтов, но и, по подсчётам экспертов, по крайней мере, 350 тысяч фунтов дал консерваторам на кампанию “Better Together“ за членство Великобритании в ЕС. Больше миллиона фунтов выделил правящей партии стальной магнат Эндрю Кук (Andrew Cook), который также поддержал суммой в 300 тысяч фунтов кампанию против евроскептиков. В этот список высших наград попала и Изабель Спиарман (Isabel Spearman), стилист супруги Кэмерона, Саманты — как с сарказмом шепчется лондонский истеблишмент, её наградят, «видимо, действительно, за особые заслуги».
Среди остальных претендентов на рыцарство, а их всего 9 человек, выделяются четверо действующих членов Кабинета, выступавших в поддержку членства в ЕС: Министр финансов Филипп Хэммонд (Ph. Hammond), Министр обороны Майкл Фэллон (Michael Fallon), лидер Палаты общин Дэвид Лидингтон (David Lidington) и министр Ведомства по делам Кабинета Патрик Маклафлин (Patrick McLoughlin).
Бывший Министр финансов и близкий друг и соратник прежнего главы правительства Джордж Осборн (George Osborne), носивший неофициальный титул «серого кардинала британской политики», представлен к Ордену кавалеров почета (The Order of the Companions of Honour, рыцарский орден за выдающиеся достижения в искусстве, литературе, музыке, науке, политике, промышленности и религии). А его ближайшая помощница Роджерс номинирована на награждение Орденом Британской империи.
Один из руководителей кампании за сохранение членства в ЕС лейборист Уильям Стро (William Straw), сын бывшего Министра иностранных дел Джека Стро, за свой вклад в ее организацию, по мнению Кэмерона, достоин Ордена Британской империи.
24 сотрудника аппарата Кэмерона на Даунинг-стрит, среди которых 20 действующих и бывших специальных советников, 2 водителя, должны получить государственные награды за личную преданность бывшему премьер-министру и «исполнительность» на рабочем месте.
Такое «доброе внимание», бесславно ушедшего в отставку Премьера, который так легковесно вбросил идею о референдуме, и, по сути, проиграл его, естественно вызвало резкую критику со стороны его политических оппонентов. Лидер Лейбористской партии Джереми Корбин (Jeremy Corbyn) выразил, мягко говоря, сомнение в необходимости награждать действующих политиков и госчиновников. Он считает, что британская система поощрений должна быть более «справедливой и демократической». Заместитель лидера лейбористов Том Уотсон (Tom Watson) и вообще публично с сарказмом удивился тому, что в список кандидатов на награждение не включён проживающий в премьерском доме на Даунинг-стрит кот Ларри. Уотсон выступил с обращением к нынешнему премьер-министру Терезе Мэй (Theresa May) не только заблокировать предложенные Кэмероном кандидатуры, но и срочно привести в порядок систему представления к госнаградам, что поможет предотвратить в будущем подобные очевидные злоупотребления.
В Лондоне отмечают, что и удивление и даже недовольную реакцию на этот список выражают не только открытые оппоненты бывшего премьера, но даже и его однопартийцы. Правда, в отличие от лейбористов, они предпочитают об этом говорить негромко: на всякий случай, не вызвать гнев своей партийной верхушки. Ведь ходят упорные слухи, что в составлении этого списка принимал самое непосредственное участие экс-руководитель партии Тори, давний и близкий друг Кэмерона, лорд Фельдман (Lord Feldman).
Сейчас вспомнили и то, что ещё раньше, до всех этих событий, связанных с Brexit, Дэвид Кэмерон, помимо прочего, лоббировал присвоение титула пэра, что даёт автоматическое вхождение в Палату лордов, для преданных ему лично чиновников. Поднятый шумок уже не остановить. Так, Тэйлор, которого уже упоминали в начале, публично заявил, что готов отказаться от награды. Уже даже есть и некоторые «жертвы», которых независимая экспертная комиссия рекомендовала исключить из числа претендентов на получение титула пэра. Так, в первых рядах оказался, например, один из доноров, пожертвовавший только недавно 4 миллиона фунтов. Консервативной партии крупнейший бизнесмен малазийского происхождения, владелец компании Icap г-н Спенсер (Mr Spencer). И это понятно, потому что уж совсем очевидно: стоит вспомнить, связанный с этим именем скандал вокруг Libor в 2013 году, и, соответственно, проблемы с правосудием, которые до сих пор до конца не урегулированы. Видимо поэтому, историк и эксперт Питер Хеннеси (Peter John Hennessy) считает, что всё в Великобритании меняется. Вот и эпоха, когда уходящий Премьер мог совершенно беспрепятственно протаскивать через правительственные кабинеты наградные листы, подходит к концу.
Шум не утихает, общественность и пресса возмущаются, а Королева список утвердила. Все получат свои награды. Система пока работает.