Триста тысяч жителей восточной части Алеппо, которая находится в руках противников режима, могут вздохнуть с облегчением. Первый конвой с продовольствием вошел в воскресенье утром в эти кварталы, которые почти месяц находились в окружении войск Башара Асада. Дорогу ему на юго-западе города проложили пришедшие из соседней провинции Идлиб силы повстанцев.
Вооруженные отряды взяли под контроль три военных позиции, в том числе две академии, пошли на соединение с находившимися в Алеппо группами, прорвав тем самым осаду. Для достижения цели потребовалась целая неделя и широкомасштабное наступление с участием нескольких сражающихся против режима объединений. Речь идет о 6 000 — 9 000 человек, преимущественно из «Армии завоевания», которая включает в себя в том числе салафитские движения вроде «Ахрар аш-Шам» и «Джабхат Фатех аш-Шам» (отказавшийся от связей с «Аль-Каидой» «Джабжат ан-Нусра»). Фронт был открыт на линии в 10 километров.
Первое наступление в начале прошлой недели натолкнулось на удары российской и сирийской авиации. Однако те не могли охватить всю линию фронта, и повстанцам удалось продвинуться. Для достижения цели они направили несколько заминированных автомобилей и смертников на стены военных школ в районе Рамусса, что позволило им проникнуть на их территорию. Верные Башару Асаду войска оставили после себя оружие, боеприпасы и технику, которая перешла в руки мятежникам.
Прорыв на юго-западе подконтрольной мятежникам части Алеппо позволяет установить связь с принадлежащим им Идлибом. Повстанцы не пытались вернуть себе дорогу Кастелло на севере города, которая более года была единственной связующей нитью между Алеппо и Турцией. Ее захват силами режима 7 июля позволил им взять восток Алеппо в окружение и лишить его всех каналов снабжения. Второе преимущество южного пути в том, что он никак не касается третьих сил вроде курдов и Исламского государства, боевики которого присутствуют на севере Алеппо.
Россия и «Хезболла»
По иронии судьбы, дорога Кастелло теперь становится жизненно важной для обеспечения связи между силами режима и находящимися под контролем правительства районами на западе Алеппо. Если у мятежников получится перекрыть этот путь, теперь уже они возьмут в окружение вторую половину города, где живут более миллиона человек. Как бы то ни было, до этого еще далеко: самым трудным для мятежников будет удержать под контролем завоеванную территорию. Дело в том, что хотя режим и потерпел поражение, он может рассчитывать на российскую авиацию, а также союзников из «Хезболлы» и иранские отряды для контрнаступления.
Помимо военной баталии от Алеппо зависит будущее политических переговоров режима и оппозиции. Прорыв осады отразится на соотношении сил в преддверии переговоров в Женеве. Дипломаты и политики ждали исхода сражения, чтобы назначить дату по желанию победившей стороны. После окружения Алеппо режим сразу же объявил о готовности продолжить диалог в Швейцарии. Сегодня у оппозиции более выгодная позиция для продвижения своих интересов.
Что касается мирных жителей, главных жертв военного и политического противостояния, они привыкли жить сегодняшним днем и рады возможности перевести дух. «На прошлой неделе я думал, как выжить и как уехать из города, но сейчас настрой гораздо лучше», — говорит AFP Ахмад Адна с юга Алеппо. Теперь запасаться провизией нужно уже жителям проправительственных районов.