В этом году сложно уследить за политической ситуацией в Бразилии: протесты против правительства, протесты против импичмента президента Дилмы Русеф и голосование парламента, приведшее к началу судебного разбирательства. Юридическая обоснованность импичмента оспариваема не только бразильскими, но и зарубежными журналистами, а новое правительства вице-президента Мишеля Темера уже будоражит кризис. Сложно описать ситуацию несколькими словами, но важно отметить то, о чем бразильская пресса выбирает не говорить, и о чем также молчат зарубежные СМИ.
Экономический кризис и низкий рейтинг президента
Перед тем как начать разговор об импичменте и его инициировавших группах, стоит отметить несколько неоспоримых фактов. Во-первых, это экономический кризис в Бразилии. В 2015 г. ВВП уменьшился на целых 3,8%, самый большой упадок за четверть века. Инфляция, в 2014 г. равная 6,41%, в 2015 г. достигла 10,76%, а уровень безработицы вырос с 6,8% до 8,5%. Экономика страны, росшая до 2014 года, в прошедшем году пошла на спад и, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в этом году ожидается сокращение на еще 4%.
Рост экономики падал, а недовольство властью росло. Вторым очевидным аспектом бразильского политического кризиса является непопулярность отстраненной Дилмы Русеф. По данным опроса общественного мнения, проведенного агентством «MDA Pesquisa», работу президента Русеф положительно оценивали 21,8%, а отрицательно — 73,9% респондентов. За импичмент выразились 55,6%, против — 40,3% респондентов. Как причину политического кризиса 17,2% респондентов указали недолжное руководство президента, Национальный Конгресс обвинили 12,2%, и даже 62,1% респондентов заявили, что виною кризису является вопиющая коррупция.
Импичмент и укоренившаяся коррупция
12 мая этого года Верхняя палата бразильского парламента — Сенат — проголосовала за импичмент президента, автоматически она была отстранена от должности на 180 дней. Подобный шаг парламента мог бы рассматриваться как проявление демократии.
Опубликованный разговор и мотивы импичмента
На множество вопросов, возникших по поводу импичмента, ответы можно найти в частном разговоре, который недавно опубликовал один из главных ежедневников Бразилии «Folha de São Paulo». В разговоре Серхио Мачадо, бывший директор «Petrobras» и сенатор Ромеро Жука говорят о свержении президента Русеф как о единственном пути остановить расследование дела коррупции «Petrobras», которое было недавно начато правительством Русеф. В своем разговоре нефтяной магнат и сенатор утверждают, что, желая сгладить коррупционный скандал, необходимо отстранить Русеф, чье место бы занял Мишель Темер, который поможет воплотить план.
Американский эксперт расследовательской журналистики Глен Гринвальд пишет, что опубликованный разговор подтверждает аргументы, давно высказанные противниками импичмента: «Во-первых, основная цель импичмента Русеф — не остановить коррупцию или наказать преступников, а защитить настоящих преступников, предоставив им возможность действовать после отстранения президента, и таким образом остановив дальнейшее расследование по делу коррупции. Во-вторых, сторонникам импичмента вовсе не интересно «чистое правительство», они лишь стремятся перенять власть, чтобы диктовать годную для правых олигархов политику».
Испытание молодой демократии и будущее Бразилии
По словам Гринвальда, «недавно распознанный план располагает всеми чертами политического переворота: совместные действия армии и наиболее влиятельных институтов власти, стремление свергнуть демократически избранного лидеры из эгоистических, коррумпированных и незаконных побуждений, а также стремление навязать обществом ненавидимую политику олигархов».
Существуют весомые причины называть то, что случилось и происходит в Бразилии, переворотом. Непопулярность демократически избранного президента не является законным обоснованием импичмента. Недовольство работой правительства и даже массовые протесты против Русеф и ее Партии рабочих также не являются законными причинами отстранить президента. Механизмы демократии не задействованы, когда коррумпированный парламент голосует за импичмент президента, таким образом якобы борясь с коррупцией.
Правительство Темера, как и ожидалось, уже повело Бразилию дорогой неолиберализма. Стремясь уменьшить расходы правительства, Темер отозвал министерства культуры, женщин, расового равенства и прав человека, присоединив их к другим ведомствам, хотя, после волны протестов Министерство культуры все же было восстановлено. Вице-президент уже наметил пенсионную реформу, будет рассмотрено и его предложение урезать финансирование государственной программы по борьбе с беднотой, а также поправки законов, которые смягчат определение принудительного труда и правила продажи до сих пор под охраной находившихся земель бразильских аборигенов, которые бы дали дорогу местным и зарубежным корпорациям. Новое правительство Темера уже заслужило немало критики, также за то, что правительство, до сих пор отображавшее демографическое разнообразие страны, теперь составлено из пожилых белых мужчин.
Если растущие волны протестов против правительства Темера или результаты процесса импичмента все же оставят правительство более-менее таким, какое оно есть, можно ожидать еще более сильного поворота направо. Кроме растущей бедноты и социальной неравности, нарушений прав рабочих и прочих внутренних проблем стоит ожидать и более тесного сотрудничества с США, меньшего сотрудничества со странами БРИКС и открытости всяческим корпорациям. Иными словами, стоит ожидать реформы, которые прошлое государство скорее всего не начало бы воплощать.