Москва — Журналисты, освещающие события на Украине, постоянно находятся в опасности. По меньшей мере, шесть журналистов погибли в течение двух с половиной лет после начала «гибридной» войны. Десятки журналистов были похищены, захвачены людьми в масках, им угрожали расстрелом.
24 мая 2014 года, в самом начале этой войны, три журналиста — итальянский фотограф Энди Роккелли (Andy Rocchelli), его соавтор правозащитник и журналист Андрей Миронов и французский репортер Вильям Рогелон (William Roguelon) — ехали по дороге вблизи села Андреевка, получившего известность из-за каждодневных боев между украинскими и пророссийскими повстанческими силами.
Это были опытные корреспонденты. 60-летний Миронов был ветераном афганской и чеченской войн.
Через несколько минут после того, как они остановили машину, чтобы взять интервью у гражданских лиц, живущих на линии фронта, раздался грохот артиллерийских залпов, выстрелов из минометов и гранатометов, в результате которых Рогелон получил ранение, а Роккелли и Миронов были убиты. В результате разрыва мины у Миронова была оторвана голова.
Те из нас, кто освещал в то время войну на Донбассе, сказали: «настал его черед» на Украине, и мы оплакивали наших друзей, тела которых были найдены на следующий день в канаве.
Спустя более чем два года война на Украине все еще продолжается. И за последние пару недель она стала более интенсивной: десятки солдат погибают или получают ранения в новых сражениях, которые происходят каждую неделю. Журналисты становятся свидетелями этой кровавой бойни, фиксируют потери как со стороны военных, так и со сторон гражданских лиц, страдающих от этого конфликта.
Однако в течение последних нескольких дней журналисты пришли в ужас, хотя и не были особенно удивлены тем, как много людей в киевском правительстве пытаются запугать их или сделать с ними что-нибудь похуже за то, что они просто выполняют свою работу.
Группа хакеров, которая, как стало известно, поддерживается украинской полицией и секретной службой, устроила утечку материалов из цифрового архива, в котором находились личные фотографии, копии паспортов, аккредитации и другие документы, а также адреса электронной почты и личная переписка между журналистами, освещающими эту войну в поддерживаемой Россией части Донбасса или Восточной Украины.
Хакеры назвали содержавшийся в утечке архив «Кучей мусора» (The Dump). Он включает в себя информацию личного характера о журналистах из более чем 30-ти международных медийных организаций, включая CNN, BBC, Associated Press, Al Jazeera, Голос Америки, Radio Free Europe и Daily Beast.
Украинские националисты и официальные лица, поддержавшие «слив» информации — вызывает тревогу тот факт, что их много, — утверждают, что в течение последних двух лет журналисты, освещающие военный конфликт на стороне повстанцев, «сотрудничают с террористами».
Взломанный электронный почтовый ящик, о котором идет речь, принадлежал Татьяне Егоровой, сотруднице службы безопасности самопровозглашенной Донецкой Республики. Большая часть взломанных хакерами сообщений были просьбами в адрес Егоровой относительно предоставления аккредитации и пропусков для прессы. Без такого рода документов репортер вообще не может пройти через блокпост, и даже такой листок бумаги, выданный повстанцами, не гарантировал защиту для тех журналистов, которые проходили через блокпосты десятки раз в день. Они проходили через блокпосты под дулами автоматов Калашникова, их могли задержать, похитить и подвергнуть допросам.
Попытка некоторых группировок в киевском правительстве составить черный список так называемых сотрудничающих журналистов, на самом деле, однажды уже была предпринята. В мае группировка «Миротворец», связанная со спецслужбами и украинскими националистами, начала охоту на журналистов и занялась составлением черных списков.
Министр внутренних дел Арсен Аваков оправдал действия группировки «Миротворец» и заявил: «Эти журналисты передали свои личные данные бандитам из оккупационных режимов».
Советник министра Авакова Антон Геращенко (многие считают его руководителем группировки «Миротворец») поблагодарил хакеров за устроенный или «слив» личных данных десятков журналистов. Однако в мае, в отличие от сегодняшней ситуации, реакция на составление черного списка была мгновенной и резкой — президент Украины Петр Порошенко осудил деятельность группы «Миротворец» и тех, кто ее поддерживал.
Комитет защиты журналистов поддержал президента Порошенко, а также поддержал проведение украинскими прокурорами расследования относительно деятельности этого веб-сайта, из-за которого журналисты оказались в опасности.
На этот раз высшее руководство страны решило хранить молчание, а в воскресенье это молчание стало, на самом деле, весьма громким.
По данным агентства Associated Press, именно группа «Миротворец» опубликовала персональные данные десятков журналистов. И в результате организованной на этой неделе утечки репортеры получили в социальных сетях многочисленные угрозы и обещания их убить.
В некоторых кругах это может показаться очередным примером масштабного троллинга, а угрозы — неожиданными и сделанными либо по собственной инициативе, либо по заказу каких-то других людей. Однако на Украине подобного рода вещи, действительно, являются вопросом жизни и смерти.
«Предпринятая атака на средства массовой информации представляет собой большую опасность для местных журналистов, потому что после подобных публикаций мы видим волну гневных речей, а местные журналисты уже получили сообщения с угрозам, — сказал в интервью с корреспондентом Daily Beast польский журналист Павел Пененжек (Paweł Pieniążek), освещавший события на Украине на страницах журнала Political Critique. — Такого рода списки создают атмосферу недоверия. Я уже слышал вопросы от украинских солдат относительно этой утечки и моего присутствия в списках».
Корреспонденты веб-сайта Daily Beast провели интервью с представителями девяти запуганных изданий, которые с ужасом наблюдали за тем, как группа украинских государственных чиновников проводит умышленную кампанию против свободы прессы, возбуждает ненависть в обществе по отношению к представителям прессы, а также ставит в опасное положение работающих на Украине журналистов.
И не только группа правительственных троллей в Киеве представляет собой проблему. Если скачать файл «Куча мусора» объемом в 2,2 гигабайта, то среди электронных сообщений можно найти немало показательных комментариев чиновников так называемой Донецкой Народной Республики, которые презрительно отзываются о журналистах и составляют списки тех, кому было отказано в журналистской аккредитации.
В этих сообщениях также кое-что говорится о президентской кампании Дональда Трампа (в последнее время его обвиняют в Соединенных Штатах в том, что он слишком тепло отзывается о российском президенте Владимире Путине).
Петр Андрусечко (Piotr Andrusieczko) из Gazeta Wyborcza, один из получивших угрозы журналистов, сказал, что «Куча мусора» представляет собой более широкую кампанию «украинских правоохранительных органов и националистов, которым не нравится то, что журналисты со всего мира освещают события с двух сторон».
Репортеры, которые, рискуя своими жизнями, ползают в окопах вместе с украинскими и повстанческими солдатами, считают, что они выполняют свою работу — они наблюдают за происходящими событиями, рассказывают правду о районах, разрушенных в ходе продолжающегося два года кризиса. Многие журналисты начали свою работу в Донецке задолго до того, как Киев стал называть его «контролируемой террористами» территорией.
В последние дни сайт «Миротворец» распространил появившиеся в результате утечки сообщения, а также обвинил журналистов в «сотрудничестве с террористами» просто потому, что они получили пресс-аккредитацию на вражеской стороне от линии фронта.
Журналисты и борцы за свободу слова озабочены тем, что подобное разжигание ненависти может представлять собой угрозу для журналистов по обе стороны линии фронта.
Однако для многих украинцев, которые не особенно озабочены вопросами будущего свободы печати, осуждение и запугивание журналистов представляется каким-то образом уместным.
«Опубликованные в результате утечки данные — это хорошая вещь», — сказала Аля Шандра, главный редактор Euromaidanpress, онлайнового журнала, основанного как ресурс для широких масс после революции сторонников Евросоюза в 2014 году.
Издания группы Euromaidanpress «стремятся быть хорошо осведомленным мостом между Украиной и англоговорящим миром», — подчеркивается на сайте этого журнала.
«То, что сделал „Миротворец“, является очень ценным, — сказала в беседе с нами Шандра. — Было показано, как работает пропагандистская машина в Донецке, и это намного более важно, чем любые персональные данные журналистов. Кроме того, журналисты находятся не в такой опасности, как украинцы, на которых нападает сепаратистская армия на востоке».
Шандра, судя по всему, не понимает того, что ее издание нарушает существующий в стране закон, нарушает права журналистов, а также унижает президента Украины, который 3 июня на пресс-конференции однозначно осудил сайт «Миротворец» за публикацию данных относительно более 4 тысяч журналистов, а также за нападки на них.
Международные средства массовой информации ожидали, что президент Порошенко будет защищать журналистов, которые явно становятся объектами для нападений.
В прошлом месяце кто-то убил одного из наиболее уважаемых на Украине журналистов, основателя школы журналистики Павла Шеремета, и все произошло прямо в центре Киева, в нескольких метрах от немецкого посольства.
Шеремет был сотрудником местного радио, а также интернет-издания «Украинская Правда».
Ранее в этом месяце Екатерина Сергацкова, также журналистка «Украинской Правды», получила угрозы от пресловутого крайне правого националиста Дмитрия Корчинского, и случилось это после публикации интервью, в котором рассказывалось о пытках заключенных, проводимых сотрудниками украинских спецслужб. Сергацкова, лишенная российского гражданства, в 2014 году переехала к Киев из Крыма.
Президент Порошенко лично предоставил Сергацковой украинское гражданство. «Я получила угрозы от Корчинского после публикации интервью с одним человеком о том, как его пытали сотрудники СБУ в тюрьме города Краматорска, и в этот момент кто-то написал мне в Facebook: «Ты умрешь, тварь», — рассказала Сергацкова в беседе с корреспондентом Daily Beast.
«Корчинский, сотрудничающий с органами безопасности, угрожал мне на своей странице в Facebook», — сказала Екатерина Сергацкова. Он также считает, что президент не должен был предоставлять ей гражданство и что она не должна работать в качестве журналиста на Украине. Главный редактор телеканала Hramadske TV Наталья Гуменюк также выразила обеспокоенность: «Мы постоянно получаем угрозы и оскорбления от официальных лиц».
Украинский журналист Антон Скиба и польский репортер Петр Андрусечко (Piotr Andrusieczko) провели несколько часов, скачивая и изучая «слитую» переписку. Некоторые из электронных сообщений датированы июлем этого года.
«Очевидно, что речь идет о хорошо организованной кампании, направленной на дискредитацию независимой прессы на Украине, а ее целью является создание такой ситуации, когда никто уже не будет критиковать политику государства», — отметил Скиба, который работал в Донецке в качестве внештатного сотрудника телекомпаний CNN, Al Jazeera и также некоторых других медийных групп.
Однако изучение «слитого» досье показывает, что пресса находится под давлением как со стороны повстанцев, так и со стороны правительства в Киеве, и угроза также исходит с обеих сторон.
В одном из файлов Янус Путконен (Janus Putkonen), поддерживающий повстанцев в Донецке финский журналист, говорит о том, что администрация повстанцев использует свои методы ранжирования и запретов, и при этом красным цветом помечаются все те журналисты, которые считаются «русофобами», «обвиняют Россию в участии в войне на Украине» или рассматриваются как «пропагандистские воины НАТО».
Одно из «слитых» электронных сообщений, направленное Ириной Бурей, еще одной сотрудницей ДНР, было передано в службу безопасности донецких повстанцев с рекомендацией от лица американского гражданина и жителя Кливленда Александра Эрдея (Alexander Erdey).
«Он активно рекламирует Трампа, сотрудничает с радиостанцией Art McCoy, — написала Буря и предложила использовать Эрдея в пропагандистских мероприятиях, направленных на продвижение точки зрения самопровозглашенных сепаратистских Донецкой и Луганских Республик на съезде в Кливленде, где будут утверждать кандидатуру Трампа». Это письмо было направлено ранее в этом году Татьяне Егоровой, той же самой сотруднице службы безопасности самопровозглашенной Донецкой Народной Республики.
Интересно отметить то обстоятельство, что, как сообщил журнал Daily Beast, а также другие издания, сторонники Трампа и сотрудники его аппарата сыграли решающую роль в размывании пункта избирательной платформы республиканцев, в котором использовались резкие выражения по поводу российской интервенции на Украине. Сам Трамп неоднократно и довольно неловко пытался заявить о том, что Россия вообще не вторгалась на Украину — сначала он просто игнорировал аннексию Крыма, а затем принизил ее значение. А Пол Манафорт (Paul Manafort), главный помощник Трампа, использовал лобби в Вашингтоне, выполняя поручение свергнутого пророссийского президента Виктора Януковича.
Остается неясной связь Эрнея с окружением Трампа, если она вообще существует. Однако совершенно очевидно то, что люди, «слившие» документы, не были заинтересованы в дальнейшем расследовании. Вместо этого, их действия были сфокусированы на дискредитации журналистов, сообщения которых, содержавшие достаточно симпатии в отношении повстанцев для получения аккредитации, были широко распространены в социальных медиа.
«Нам известно о том, что некоторые журналисты получили угрозы в свой адрес после публикации персональных данных», — сказала в беседе с корреспондентом Daily Beast Татьяна Локшина (Tatiana Lokshina), сотрудница организации Human Rights Watch.
В пятницу Euromaidanpress вновь опубликовала на своем сайте ссылку на полный «слитый» архив.
«Эта ссылка представляет собой еще один пример того, насколько забывчивыми могут быть некоторые люди и группировки, когда они подвергают риску журналистов в конфликтных зонах, — сказал в беседе с корреспондентом Daily Beast попросивший не называть его имени журналист из Associated Press. — Эта публикация представляет собой отвратительную попытку разделить журналистов на хороших и плохих».
Эксперты правозащитной организации Human Rights Watch рекомендовали журналистам, чьи данные были «слиты», бороться за свои права в суде. «Мы рассматриваем возможность привлечения к судебной ответственности тех нарушителей закона, которые опубликовали „слитые“ данные, — говорит Тимур Олевский, ведущий радиостанции Current Time, подразделения расположенной в Праге медиагруппы Radio Free Europe. — Украинское правительство молчит, поскольку министр внутренних дел, судя по всему, вовлечен в эту кампанию, направленную против свободы слова».
Очевидно, что никто на Украине не был серьезно настроен относительно наказания группы, запугивающей журналистов с помощью распространения их персональных данных. Расследование прокуратуры было забыто, а «Миротворцу» был дан зеленый свет для продолжения нападок на журналистов, работающих на Украине.
Ранее на этой неделе советник министра внутренних дел Антон Геращенко заявил о том, что «Миротворец» теперь будет «зарегистрированным средством массовой информации».
«Министр Арсен Аваков и его советник Геращенко являются худшими представителями украинских чиновников, — сказал Оливер Кэрролл (Oliver Carroll), журналист, активно освещающий войну на Украине. — Они создают дымовую завесу между обществом страны и правительством, а этим дымом являются журналисты».