После заявлений об «ударе в спину» пришел час дружеских объятий. 9 августа Владимир Путин принимает Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге. Если раньше президент России весьма жестко отзывался о турецком коллеге и даже обвинял его в поставках оружия ДАИШ, теперь он пытается воспользоваться им в противостоянии с Западом, как в Сирии, так и за ее пределами.
«Лидерам двух стран удалось перевернуть эту страницу». Так пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков прокомментировал эту встречу через девять месяцев после падения российского бомбардировщика, который был сбит турецкой авиацией у сирийской границы.
Расхождения по сирийскому вопросу
После происшествия с бомбардировщиком российский лидер ощутил себя преданным вдвойне: это было делом рук союзного турецкого летчика, а впоследствии Анкара первым делом позвонила в НАТО, а не в Кремль. Позднее Реджеп Тайип Эрдоган направил письмо с извинениями Владимиру Путину. Однако в их разногласиях по Сирии это ничего не изменило: один поддерживает режим Асада, второй — оппозицию.
До падения самолета Путину и Эрдогану удавалось сохранять контакт, несмотря на разногласия по сирийскому вопросу. Теперь они хотят возобновить прежний диалог, потому нуждаются друг в друге в своих отношениях с Европой. После попытки переворота в Турции ни один европейский лидер не проводил встреч с Эрдоганом, а телефонные разговоры тоже были редки.
Владимир Путин же наоборот был первым из тех, кто ему позвонил. Он не стал осуждать принятые им впоследствии меры (на Западе их считают непропорциональными) и выразил ему сочувствие, ускорив тем самым сближение двух стран.
Возобновление рейсов между Россией и Турцией
Владимир Путин в частности попросил Реджепа Тайипа Эрдогана обеспечить безопасность российских туристов, что тоже следует в русле нормализации отношений. После падения бомбардировщика ответные меры Москвы стали ударом по больному месту: туризму. Кремль призвал граждан воздержаться от поездок в Турцию, которую обычно каждый год посещали более трех миллионов россиян. В первом полугодии 2016 года их число сократилось на 87%.
Таким образом, новость о возобновлении регулярных рейсов и продаж туров стала для Кремля первым шагом к восстановлению нормальных отношений. Произошло это еще в начале июля, то есть до государственного переворота в Турции и после письма с извинениями от Эрдогана.
Впоследствии были подняты и другие экономические вопросы вроде газопровода «Турецкий поток». Этот проект подразумевает транзит российского газа в Европу в обход Украины, что тревожит часть европейцев.
«В условиях все более острого противостояния с Западом турецкий лидер пытается разыграть российскую карту, чтобы ослабить давление со стороны США и ЕС и избежать внешней изоляции, — считает эксперт Максим Юсин. — Свою карту разыгрывает и Москва: восстанавливая отношения с Анкарой, она получает новый рычаг воздействия на ситуацию на Ближнем Востоке и в других стратегически важных регионах, а также расшатывает западную коалицию против России».