Польша вновь попала под прицел российской пропаганды. Наша страна, конечно, уже несколько лет выступает целью российских информационных атак, однако интенсивность этих действий бывала разной. На этот раз Кремль в очередной раз закрутил гайки на варшавском направлении. В четверг Российский МИД выступил с сообщением и осудил польское решение, по которому соглашение о малом приграничном движении, приостановленное на период проведения Всемирных дней молодежи, в ближайшее время возобновлено не будет. «Инициатива польской стороны изначально представлялась сомнительной», а решение «вызывает удивление», такие формулировки звучат в заявлении ведомства Сергея Лаврова. В свою очередь, российские СМИ проявили удивительное участие к судьбе польского приграничного бизнеса (для которого клиенты из России стали источником доходов), а одновременно с раздражением писали о том, что малое приграничное движение с Украиной после Всемирных дней молодежи было беспрепятственно возобновлено.
В субботу министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak) заявил, что о возвращении к малому приграничному движению с Россией можно будет вести речь только тогда, когда «исчезнут факторы, связанные с безопасностью польского государства». Он не объяснил, что конкретно имел в виду, однако известно, что с тех пор, как разразился украинский кризис, малое приграничное движение стало объектом пристального внимания Агентства внутренней безопасности и Службы военной контрразведки.
Приостановкой соглашения польские организаторы объяснили отсутствие гостей из России на специфическом мероприятии, которое состоялось в выходные в Борне-Сулиново (в эпоху ПНР там размещалась крупная база советских войск, а город был недоступен для поляков). Еще в пятницу казалось, что слет Польско-русского братства с участием бывших красноармейцев, который планировали провести польские пророссийские круги, состоится. Россияне собирались приехать в Борне-Сулиново, чтобы потребовать должного, по их мнению, уважения к советским памятникам. Дело в том, что польский Институт национальной памяти в конце июня выбрал именно этот город для создания музея под открытым небом, в котором соберут так называемые монументы благодарности Красной армии. Институт насчитал примерно 230 таких памятников, которые до сих пор стоят в разных точках Польши. По плану все они должны оказаться в Борне-Сулиново. Провокация пророссийских кругов удалась лишь частично: из-за отсутствия российских гостей членам Содружества «Курск» (которое, в частности, ухаживает за кладбищами красноармейцев в Польше), партии «Смена» и группы «Польско-русское братство» в сети Facebook пришлось проводить мероприятие без участия россиян.
Чуть меньше двух недель назад российский министр обороны Сергей Шойгу рассказал о результатах начатой после аннексии Крыма программы укрепления российского военного потенциала на границе с Украиной. Глава оборонного ведомства хвалился созданием четырех новых дивизий и девяти бригад, общая численность которых доходит в данный момент до 200 000 человек. В серьезных российских изданиях можно было прочесть о «создании украинского фронта» и подготовке к «большой войне с Украиной». В менее серьезных СМИ, на разного рода националистических порталах и в кишащей сотрудниками спецслужб блогосфере кружит абсурдный слух о том, что Польша якобы подумывает о разделе Украины. Активно разыгрывается также тема польско-украинских споров вокруг увековеченья памяти Волынской резни и подчеркиваются все противоречия между Варшавой и Киевом. В июне и июле работающие в польском интернете кремлевские «фабрики троллей» немало постарались, чтобы запугать поляков «резунами» и «бандеровцами». Украинцев они, в свою очередь, пугают польским чувством обиды.
Все это не шутки, ведь пропагандистская индустрия Кремля способна все больше влиять на настроения и решения на самом деле в глобальном масштабе. В начале июня газета New York Times в нашумевшем материале Адриана Чена (Adrian Chen) под красноречивым названием «Агенты» описала деятельность российских «фабрик троллей», которые подогревают настроения в американской сети, разжигают ксенофобию и панический страх перед исламом. В последние дни о поддержке российскими троллями кандидатуры не скрывающего своих симпатий к Владимиру Путину Дональда Трампа писал также портал Business Insider.
В Польше гораздо больший резонанс, чем в США, получила опубликованная на американском портале Truthdig.com статья сотрудника телеканала Russia Today Криса Хеджеса (Chris Hedges), в которой тот назвал правительство партии «Права и Справедливость» (PiS) «новыми фашистами». Волну возмущения в нашей стране вызвало в первую очередь то, что в материале Хеджеса (в свое время лауреата Пулитцеровской премии) появились высказывания заместителей главного редактора Gazeta Wyborcza, а само содержание текста не отличалось от типичных сообщений о Польше на канале Russia Today или в других связанных с Кремлем СМИ.
При помощи таких СМИ, как канал RT (вещающего в нескольких языках на весь мир), а также многочисленных контролируемых и финансируемых российскими спецслужбами порталов и блогов Кремль уже не первый год старается формировать настроения и влиять на эмоции европейской и американской общественности. Однако в этом году планка заметно поднялась, и самым ярким тому доказательством служит игра в пользу одного из кандидатов в обитатели Белого дома. Такого рода цели кремлевская пропагандистская машина ставит и в отношении других стран.
Немецкая Федеральная разведывательная служба создала в этом году специальный отдел, который занимается исключительно мониторингом российских действий в сфере информационной войны, направленной против Германии. В официальных заявлениях разведка говорит о том, что Берлин стал мишенью этой войны, а в неофициальных, что действия Кремля направлены на смену власти в Германии. Деятельность российских «фабрик троллей», как было установлено, направлена в первую очередь на усиление антииммигрантских настроений и запугивание терактами, которые могут совершить исламисты.
Польское Агентство внутренней безопасности в двух своих последних докладах констатировало, что Польша тоже стала целью информационной войны Кремля. Однако следует осознавать, что в том числе в случае Польши российская пропаганда может ставить себе гораздо более далеко идущие цели, чем это было до сих пор.