8 августа исполнилось восемь лет, как состоялась российская агрессия в Грузию, в результате которой эта кавказская республика потеряла 20% территории. С какими настроениями в Грузии встречают очередную годовщину августовской войны, как оценивают действия нынешней власти, которая делала ставку на сближение с Россией и обещала урегулировать с Москвой вопрос с оккупированными территориями? Об этом «День» поговорил по Skype с грузинским экспертом Давидом Бериташвили, НКО Институт Свободы (Liberty Institute), Тбилиси.
«Многих в Грузии печалит то, что власть все время старается уподобиться российской структуре власти»
— Население разделено на две части. С одной стороны, те, кто возглавляет Грузию в последние четыре года, а с другой — те, кто на прошлых выборах в 2012 году оказался в меньшинстве. Самой главной задачей для правящей партии и всего аппарата — выстоять на ближайших выборах 8 октября. Потому заброшены и внешняя политика и всякие вопросы, которые не имеют прямого касательства к выигрышу на этих выборах.
Многих думающих в Грузии людей печалит то, что власть все время старается уподобиться российской структуре власти. Например, Владимир Владимирович добился того, что реальной оппозиции в Думе нет, хотя там есть коммунисты, Жириновский и на все согласный Миронов, но это такие показные оппозиционеры.
Бидзина как теневой правитель и обслуживающее его окружение постоянно вслух мечтают: нам не нужна существующая оппозиция, а такая как, например Бурджаназе или конгломерат ультрапатриотов, которые постоянно поддерживают Иванишвили. Он тоже мечтает о зачистке политического поля, на котором не было бы принципиальной оппозиции, которая по идеологическим соображениям оппозиционирует, а не потому что ей не дали какого-то ресурса для обогащения.
В принципе, естественно, давление миллиардера сказывается. Если он даже кому-то не дает в данный момент, то многие люди, которые прислуживают власти, надеются, что даст. Как были выиграны предыдущие выборы, все казалось, что раздаст. На самом деле, он больше склонен брать, чем раздавать.
Поэтому, что касается правящей партии, то если она возложит какие-то венки, скажет какие-то слова, то все-таки я бы ей не поверил, потому что у них рейтинг упал из более 60% в начале четырехлетней каденции до 30% в данный момент. И поэтому они не смогут создать единое правительство, им придется договариваться с кем-то. На втором месте идет национальное движение, которое имеет выше 25% поддержки. Кроме того, имеется огромное количество неопределившихся. Это несколько десятков процентов. Поскольку эти данные не удовлетворяют правящую партию, то там говорят, что это пустяки, и они не заслуживают никакого доверия. У нас есть свои внутренние рейтинги, которые никто не видел, то они показывают, что мы с огромным перевесом всех победим.
О зачистке судебной системы. «Рустави-2» и прецедент с НТВ
— Острейшим образом происходит подчинение и подмятие под себя судов. Сейчас у нас происходит важный процесс относительно принадлежности самого популярного по рейтингу телеканала «Рустави-2». Прежний его владелец Кибару Халваши десять лет тому продал «Рустави-2», который после этого три-четыре раза переходил из рук в руки. Он сказал, что под давлением продал телеканал в 2006 году по низкой цене. Однако сейчас ясно, что Халваши точно ничего не потерял, потому что продал его за большую сумму, чем купил.
В течение 10 лет капитализация «Рустави-2» выросла, наверное, в раз десять. И поэтому требования были завышены. Однако Иванишвили, который не занимает никакой госдолжности, а простой гражданин, несколько раз сказал, что настоящие владельцы должны забрать обратно то, что у них отняли и таким образом он поощряет давление на суды. Сейчас дело о возвращении «Рустави-2» прежнему владельцу находится в третьей инстанции.
Согласно опросам, около половины населения Грузии считает, что это не является спором хозяйственных субъектов, как это пытаются вдолбить населению правящая партия. Я помню подобные словосочетания использовались во время разгрома НТВ. Тогда тоже говорили, что это спор хозяйствующих субъектов за долги.
Таким образом, судебная система начинает опасно быть похожей на российскую. Одним из принципов в России является: кого хочу — посажу, кого хочу — выпущу. Примерно к этому при помощи судебной машины приближается Грузия.
Напомню, у нас после парламентских выборов 2012 года одновременно существовал президент, на тот момент Михаил Саакашвили, хотя власть перешла к премьер-министру Иванишвили. На тот момент продолжали действовать избранные законодательные муниципальные собрания, однако сразу начался массовый процесс переманивания или запугивания местных депутатов. И постепенно существовавшее ранее большинство рассыпалось. Вдруг оказалось, что через наезды на бизнес или близких родственников или самих депутатов из 56 депутатов Тбилисского городского собрания 26 перешли в правящую партию. И это происходило день за днем. В общем, деньги такая сила, которая много чего может.
Таким образом, правящая партия справилась с судебной системой. На новые должности в судах они черпают кадры с шеварднадзевского прошлого, когда вся система была полностью растлена.
Теперь осталась одна твердыня — девять конституционных судей, которые стараются все-таки сглаживать резкие движения, которые принимают законодатели, или приостанавливать их действие.
Например, в случае с «Рустави-2» судья первой инстанции по совсем непонятным причинам записал, что должна быть изменена редакционная политика. А это суда никак не касается. И кроме этого, он предписал немедленно еще до прохождения остальных инстанций ввести управляющих от человека или группы лиц, которые предъявили претензии. И конституционный суд это дело запретил до окончания всех инстанций, не разрешив таким образом в предвыборный период изменить редакционную политику единственного оппозиционного канала.
«Сейчас Грузия не имеет твердой внешнеполитической воли»
— Как известно, прежнее правительство четко демонстрировало намерения интегрировать в ЕС и НАТО. С одной стороны, в прошлом году было подписано Соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС, с другой стороны, Тбилиси выполнил все условии для получения безвизового режима. И еще раньше в январе 2008 года на референдуме 77% грузинских избирателей поддержали членство страны в Североатлантическом альянсе.
Вряд ли вступление в НАТО произойдет при существующем режиме в России и в Грузии. Если вы хотите хотя бы в чем-то превзойти Россию, которая движется по наклонной плоскости в экономическом и международном плане, теряя доверие, вы должны, по крайней мере, не с еще большей скоростью нестись в эту пропасть. Только, когда Грузия будет на подъеме, а Россия будет продолжать падать, то именно в такой момент возможны какие-то уступки со стороны более сильного государства. Сейчас Грузия — разболтанное государство, не имеющее твердой внешнеполитической воли, и только внутри есть твердая установка, что мы должны всех противников тем или иным способом положить на лопатки на голосовании.
«Военное западное содружество очень дорожит грузинскими солдатами»
— Учитывая то, что институции Грузии: суды, парламент, правительство — за последние годы деградируют, единственное, что вызывает уважение и имеет высокую репутацию на Западе — это грузинская армия. Армия проявила себя и в Ираке, и в Афганистане. Ведь никогда не было случая, чтобы грузинские военные, которые в основном вместе с англосаксами воюют, оставили оборону или подвели своих коллег. Поэтому военное западное содружество очень дорожит грузинскими солдатами.
«Тбилиси сейчас не выносит на международную арену вопросы об Абхазии и Южной Осетии»
— Относительно темы возврата оккупированных территорий со стороны нынешних грузинских властей царит полное непротивление. Например, колючая проволока на границе между Южной Осетией и Грузией постепенно продвигается где на сто метров, где на двести, а в отдельных местах она доходит почти в полукилометра до главной магистрали: Тбилиси, Гори, Батуми. Непонятно, куда еще далее колючая проволока может продвинуться.
Потом, учитывая то, что вдоль этой колючей проволоки много грузинских деревень и обрабатываемые земли, принадлежащие этим крестьянам, оказались разделенными. Даже некоторые дворы оказались пересеченными этой проволокой. И поэтому люди стараются собрать урожай, перейти в старый сад, пропустить воду через орошение. И если кто-то из них зазевается, то их хватают и увозят в Цхинвальский изолятор в основном российские пограничники, которые имеют скрытые точки наблюдения.
Задержанных штрафуют на несколько тысяч рублей, к счастью, пока эти деньги платит МВД, потому что у этих крестьян вообще денег нет. Человека через несколько дней отсидки в Цхинвальском изоляторе выпускают. Такие действия не несут никакой политической нагрузки со стороны русских, а просто являются запугиванием и унижением грузинского народа. Противоядия против этого власти не нашли.
Подобный случай произошел на абхазской стороне. Два месяца назад молодой человек, отец троих детей Гиги Отхозория возвращался с контролированной абхазами территории на грузинскую. У него произошла перебранка с абхазскими полицейскими, которые сторожат границу. Те зашли на контролируемую грузинскую территорию — все это сняли видеокамеры — и несколькими выстрелами из пистолета убили Отхозория. Произошел большой скандал, русские сказали, что они никакого отношения к этому не имеют. Грузины установили личность этого вооруженного пограничника, который убил человека, им оказался уроженец города Кварчели. И абхазское де-факто руководство присудило ему только домашний арест.
Вот в таком в совершенно униженном положении находятся грузинские власти. Когда-то в самом начале Иванишвили сделал заявку, что Грузия должна перестать быть яблоком раздора между Западом и Россией. И соответственно нынешней властью ведется политика. Вы видите, что вопросы Донбасса, Крыма не выходят из международной повестки дня. А Тбилиси сейчас не выносит на международную арену вопросы об Абхазии и Южной Осетии.
«Поддержание порядка в стране является бесконечным процессом»
— Полиция у нас раньше блистала, что нас сближало с Западом, потому что полиция и политика государства удерживала чрезвычайно низкий уровень преступности. Например, полностью исчезли кражи автомобилей. Каким образом? На таможне поставили людей, которые за деньги не пропускали машину, если она с неправильными документами. Раньше это было возможно. Это отвадило автомобильных воров. Говорят, тюрьмы были переполнены.
Если Италии пришлось полвека потратить, чтобы довести уровень преступности до приемлемого уровня, то Мерабишвили и его команда справилась за три года. И когда у нас выросло наполнение тюрем от шести тысяч при Шеварднадзе до 24 тыс. при Саакашвили, то на графике абсолютно зеркально падал уровень преступности. И если бы тогда сажали абсолютно невиновных, как утверждают некоторые, то на снижении уровня преступности это не сказывалось бы.
Несколько сотен заключенных нынешние власти объявили политзаключенными, в том числе тех, которые были уличены в передаче данных российским спецслужбам. Их освободили, и кроме того, они выпустили 14 тыс. человек по амнистии. Эти люди являются важнейшим резервом. Потому что по свистку Иванишвили и его команды их могут мобилизовать в любой точки Грузии для того, чтобы, например, организовать погром национального движения, избить какого-то депутата или группу депутатов.
Регресс, который наблюдается в Грузии, с ростом преступности и коррупции, говорит о том, что поддержание порядка в стране является бесконечным процессом.
«Я был рад, что люди из команды Мерабишвили: Згуладзе, Деканоидзе — пригодились Украине»
— У меня крайне позитивное отношение к этому, что у вас работают бывшие грузинские политики. С другой стороны, мне жаль, что этих людей нет с нами. Но, конечно, я был рад, что люди из команды Мерабишвили: Згуладзе, Деканоидзе — пригодились Украине. Они оставили после себя конкретный результат, по уровню преступности Грузия стала на третьем месте с конца в Европе. И возможная причина, почему Саакашвили не может полностью проявить себя в Одессе, состоит в следующем. Грузия была замкнутым пространством, можно было на всех пропускных точках поставить людей, которые перестанут пропускать контрабанду, наркотики, угнанные машины. Одессу не изолируешь. Единственное граница с морем — порт. Там ему, наверное, что-то удастся сделать.
Об уроках российско-грузинской и российско-украинской войн для Запада
— Всякая аргументация, что давайте продавать в Россию вино, «Боржоми», зелень и от этого все время будет лучше — не оправдывает себя. Я припоминаю, что через Украину проходят различные трубопроводы, товарооборот достигал нескольких десятков миллиардов долларов, но и это не остановило от нападения России на Украину. Другими словами — это фиктивные аргументы. Когда волку хочется кушать, то ягненка ничто не спасет, кроме сопротивления, если он его окажет.
Поэтому хаотическая политика России, зависящая от одного человека, который перестал слушать разумные советы со стороны Запада и внутри страны, будет приносить какое-то время свои отравленные плоды.
Я не вижу способа угодить России. Дело в том, что Россия не декларирует, чего она хочет. Она лишь диктует: ты уступи мне то или это, а потом посмотрим. Поэтому такая недоговороспособность возвела стену отчуждения вокруг Путина. Но он еще достаточно силен, чтобы продолжать свою экспансионистскую политику.
А со своей стороны, Запад после блистательной эпохи Рейгана, Тэтчер, Войтылы стал бесхарактерным. В Европе полно сейчас лидеров, которые мечтают приникнуть к груди Кремля.
Я должен сказать, что нормальная часть грузинского населения постоянно думает об Украине и искренне ей сочувствует. Кстати говоря, власти то не очень разделяют такое сочувствие. Они все-таки, по-видимому, побаиваются России и редко высказывают свои чувства по отношению Украины, что печально.