Сначала был Брексит, затем чрезвычайное положение в Турции — важнейшие исторические события, которые вроде не связаны друг с другом, но могут непосредственно отразиться на судьбы многих государств, в том числе и Грузии. Происходящее еще раз доказывает, что все взаимосвязано и страны, такие далекие географически, но близкие мировоззренчески, являются участниками глобальных процессов. Об этих и других вопросах Грузия Online предлагает интервью с Серги Капанадзе, членом ЕНД, одним из лидеров избирательного списка партии на предстоящих осенью текущего года парламентских выборах.
«Грузия online»: Скандал вокруг бывшего военнослужащего Тристана Цителашвили и заявления Тины Хидашели, сегодня уже экс-министра обороны Грузии, Вахтанга Капанадзе, начальника генштаба ВС Грузии, показали, что высокопоставленные лица знали о посещении Цителашвили секретных объектов, но никак не отреагировали и не созвали пресс-конференцию. Был ли нарушен закон?
Серги Капанадзе: То, что мы видели по «Рустави-2», является явным правонарушением. Бывшего военного, Тристана Цителашвили, ранее обвиненного в государственной измене, незаконно допустили на секретный объект. На лицо явные признаки уголовно наказуемого правонарушения, когда по разрешению военного руководства посторонний человек был допущен на закрытый объект. Мы стали свидетелями очередного безответственного подхода к таким важным вопросам, как государственная тайна и обороноспособность страны. Что касается формы реагирования, то в сегодняшней реальности не думаю, что могло быть иным, т.е. эффективным — прокуратура не будет вести следствие по одной простой причине: во-первых, сам представитель власти дал разрешение, второе как нам стало известно, о незаконном посещении военных объектов знали Тина Хидашели, сегодня уже экс-министр обороны и Вахтанг Капанадзе, начальник генштаба ВС Грузии, но никак не отреагировали, если не учесть того, что министр Хидашели, как она заявила, освободила с занимаемой должности своего сотрудника, который выписал пропуск на Цителашвили. К тому же, и Хидашели, и Капанадзе заявили об этом только после того, как информация стала известна публично.
Я считаю, что те лица, которые были вовлечены в это дело, в первую очередь политическое руководство, все ответственны за проявленную халатность, но я не ожидаю каких-то серьезных шагов со стороны прокуратуры. Главное здесь в другом — эта часть той политики, которую проводит Иванишвили, которое проявилось по многим направлениям и в этой связи напомню об освобождении российских шпионов со статусом политических заключенных. Можно вспомнить много подобных решений, когда важные государственные вопросы были решены предательским подходом, поэтому, последний инцидент является частью проводимой властью политики.
— Как вы оцениваете назначение заместителя СГБ новым министром обороны Грузии?
— Назначение одного человека в итоге ничего не решает, ситуация политически не меняется. В конкретном случае проблема в том, что министром обороны назначили человека из службы госбезопасности. Это имеет принципиальное значение: с одной стороны, министром обороны может стать гражданское лицо, который не будет способствовать политизации армии — это принцип, которым руководствуются при назначении на этой должности. Перевод из СГБ в министерство обороны противоречит данному принципу, но мы ведь знаем, что все силовые ведомства сегодня прямо контролируются Бидзиной Иванишвили, неформальным правителем Грузии. Недавно, кстати, сам премьер-министр признал, что он не контролирует силовые структуры.
— Когда Путин стал президентом, он начал назначать на все должности действующих или бывших сотрудников спецслужб. Не происходит ли аналогичное в Грузии?
— Возможно, так и есть, но проблема в том, что Иванишвили старается изменить оптику «Грузинской мечты» перед выборами, т.е. показать, что был не только Гарибашвили с целым букетом минусов, но его сменил вполне позитивный премьер-министр Квирикашвили; есть не только Мечиаури и ему подобные, исповедующие совковые позиции, но и молодые люди с западным образованием. Приблизительно, такое впечатление хочет создать Иванишвили до выборов и в случае выигрыша, он продолжит свою линию: будет закрывать свободные масс медиа в лице «Рустави-2», контролировать другие медиа, как телеканалы Маэстро, Имеди, журналистов, окончательно ослабит оппозицию или вовсе уничтожит, пойдут аресты и т.д. Для него важна личная преданность, поэтому в определенных ведомствах назначит преданных ему людей, и в этом он очень похож на Путина. Если посмотреть на кабинет министров, то почти все министры были или его телохранителем, или личным врачом, банкиром, советником, т.е. все из его окружения.
— Так совпало, что после заявления министра обороны РФ, Сергея Шойгу о том, что «Вероятность возникновения новых военных конфликтов в странах Центральной Азии и Южного Кавказа сохраняется», ситуация обострилась во многих странах, например, в Турции, еще более в Сирии, Армении… К чему такая сознательная «утечка» информации, Кремль нас предупреждает?
Для того, чтобы защитить себя в долгосрочной перспективе, надо иметь большой оборонительный зотник в лице стратегических партнеров США, ЕС и НАТО. В тоже время, необходимо быть сплоченными и консолидированными внутри страны, но у нас все наоборот — полная деконсолидация проевропейских сил на фоне, когда все больше усиливаются прорусские силы, которые спустя пару недель после заявления Шойгу, устроили митинг с требованием, вернуть российскую армию и базы в Грузию. Примечательно, что наша власть никак не отреагировала. Есть конкретные медиа издания, часто финансируемые нашей властью, которые распространяют русские мессидж-боксы; на откровенной прорусской платформе созданы политические партии, в которые вошли вышедшие из коалиции парламентарии, напр. Мечиаури, Топадзе и др. Вместо консолидации политических сил, происходят противоположные процессы — мы все разобщены.
— Если следовать теории заговора, то так совпало, что параллельно заявления Шойгу ситуация в Армении накалилась до предела, хотя сегодня уже стихла. Причиной, как пишут, был Карабахский вопрос и здесь не могу не упомянуть о том, что во время волнений неизвестный снайпер убил полицейского, т.е. также, как на Украине, задействовали снайперов. Было ощущение, что протест управляемый и в случае, если с Армении хлынет поток беженцев, мы получим такой же вариант, как страны ЕС после очередного обострения в Сирии, но в меньшем масштабе, разумеется…
— Ничего нельзя исключать, это не теория заговора, а одна из возможных сценариев, но сегодня нет никаких признаков подобного развития событий. Эскалация напряженности между Арменией и Азербайджаном может взорвать регион, что автоматически станет прямой угрозой для нашей территориальной целостности и безопасности. Россия, не спросив разрешения, откроет прямой коридор через Грузию и российские вооруженные силы начнут передвигаться, под предлогом оказания помощи своему стратегическому союзнику, Армении. А это означает, что не будет никакого экономического развития в регионе и ударит по экономике Грузии, Азербайджана и Армении; повлечет за собой драматическое сокращение туризма, падение национальной валюты, потоки беженцев, т.е. возникнет очень много проблем.
Единственный выход для нас — это «выйти» из региона, т.е. физически. разумеется, мы не сможем, но должны приложить все усилия, чтобы максимально интегрироваться в другое пространство — европейское и евроатлантическое, и обезопасить себя тем, чтобы наша безопасность, экономика, финансы были привязаны к их экономике, финансам и т.д. Еще раз повторю — для этого надо много работать, продумать конкретные шаги, использовать все те возможности, которые у нас пока остались, более того, восстановить потерянные связи и наладить новые. Но власть упускает все возможности, например, агрессия России в отношении Украины, отношения Украины с Европой могли бы стать для нас уникальным шансом, во-первых, напомнить о наших проблемах и актуализировать тему Грузии, и во-вторых, более тесно работать с НАТО. Реальность показала, что именно после событий на Украине, на варшавском саммите НАТО приняли решение, послать батальоны в Балтийские страны и усилить восточноевропейский фланг. У нас был реальный шанс, напомнить о наших оккупированных регионах, но автоматически ничего не происходит, надо много работать, чтобы не упустить и получить какие-то результаты от той исторической возможности, которая так редко бывает. Мы же ничего не сделали, наоборот, партия «Грузинская мечта» сделала все, чтобы дистанцироваться от Украины, чтобы вопрос оккупированной Россией Абхазии и Цхинвальского региона не фигурировал в одном пакете с Крымским вопросом. Власть еще больше испортила отношения с Украиной, потому что для «Грузинской мечты» неприемлемо, видеть лидеров национального движения на определеных должностях на Украине. Дипломатическая риторика с Россией сведена до минимального круга безобидных вопросов, оправдывая это абсолютно непонятной максимой МИД Грузии «не раздражать Россию». Сегодня мы намного уязвимее и менее безопасны, чем раньше.
— Еще в одном нашем соседнем государстве, Турции, ситуация также осложнилась и в стране начались репрессии, что настораживает. Как вы думаете, может ли за этим последовать изменение политического курса Турции?
— Для Грузии очень важно, что там происходит, но я не буду спекулировать этой темой. Да, есть определенные признаки того, что Турция возможно дистанцируется от НАТО, США и ЕС, что чревато региональной изоляцией. Для такой слабой страны, как Грузия, такой расклад очень опасен со всеми вытекающими последствиями. Мы не должны расслабляться, наоборот, должны быть активными, чтобы наши интересы, наши беспокойства коммуницировались с Турцией, в том числе и в контексте отношений Турции с ЕС и НАТО. Если Грузия продолжила бы политику становления себя как региональной силы, которой придерживалась бывшая власть, то сегодня мы были бы намного сильными и подготовленными ко всяким негативным событиям.
Трудно предсказать, что и как будет, это опасно и для нас, но так как Турция является нашим стратегическим партнером, мы должны применить все средства — дипломатию, нашу активность, в том числе, личные контакты, чтобы минимизировать риски. Мы наблюдаем за событиями и болеем за Турцию, при нашей власти Турция стала стратегическим партнером Грузии и думаю, у Турции в нашей стране нет лучшего друга, чем наша политическая сила.
— Турции, Брексит и последовавшие проблемы внутри ЕС, постоянные угрозы России в отношении Южного Кавказа — может ли все это еще более отодвинуть визовую либерализацию для Грузии?
— Еще год назад, на рижском саммите «Восточного партнерства», мы упустили возможность предоставления Грузии визовой либерализации. Если действующая власть была бы активной и с 2012 по 2015 гг. выполнила бы все нужные процедуры, то сегодня мы уже имели бы визовую либерализацию, как было запланировано при той власти. Мы должны были закончить все работы в середине или в худшем случае, в конце 2014 года, а на Рижском саммите, т.е. с 2015 года мы бы имели безвизовый режим с Евросоюзом. Задача была трудная, но выполнимая, потому что была проделана большая работа, но нынешняя власть сделала все, чтобы растянуть весь этот процесс. Если показать на простых примерах, то изменения в законодательной части, выполнение которых можно было менее чем за год, растянули на два года; законы, которые можно было принять на одной парламентской сессии, приняли в течении двух-трех сессий. Не думаю что действовали сознательно, скорее из-за непрофессионализма, небрежности и отсутствия стратегии, сегодня прошло 4 года, а они все еще не осознали этого.
В итоге мы потеряли время, что негативно обернулось для нас в виде наших внутренних проблем и к ним добавились европейские. У нас политические гонения на представителей оппозиции, который учинил Иванишвили, притеснение свободы СМИ, «Рустави-2» и других телекомпаний. В Европе свои проблемы: миграционный кризис, Брексит, который означает, что между ЕС и Великобританией идут подготовительные работы для переговоров и над созданием новой базы договоренностей, а это означает, что время и человеческие ресурсы будут работать не на нас, а на решение других проблем. Для нас создалась весьма неблагоприятная ситуация именно из-за потерянного времени.
Важное значение имеет и региональный фактор, естественно, они будут уделять больше времени и ресурсов своему региону и решению таких проблем, как безопасность, предотвращение терроризма, миграция и др. Многое будет зависеть и от действий грузинской власти, если Иванишвили продолжит свою политику в отношении свободы слова, политических оппонентов, будет распространять традиции неформального правления, то в таком случае, регресс может возникнуть и по другим направлениям. Но я надеюсь, что будет принято политичекое решение и Грузия получит безвизовый режим.