Ситуация в сегодняшней Сирии похожа на то, что происходило ранее в Ираке. Соединенные Штаты не ставили во главу своих планов оккупацию Ирака и свержение режима до тех пор, пока это не стало очевидным для всех. В свете происходящего в Алеппо становится очевидно, что Сирия движется по стопам Ирака. Идет медленная фрагментация страны и общества, что ведет к концу государства.
После оккупации Ираком Кувейта летом 1990 года Соединенные Штаты ждали 13 лет, прежде чем войти в Багдад во время правления Джорджа Буша. Они сделали это и при этом не учли, что единственным победителем в войне с Ираком будет Иран — сосед, который хотел свести старые счеты и ликвидировать иракский режим.
В 1991 году армия США была в состоянии дойти до Багдада после освобождения Кувейта. У Джорджа Буша-старшего работала отличная группа советников, включавшая таких специалистов, как Джеймс Бейкер, который был в то время госсекретарем, и Брент Скоукрофт, советник по национальной безопасности. У них хватило мудрости и понимания сложности ситуации на Ближнем Востоке, чтобы остановить наступление войск США, когда те достигли границы между Кувейтом и Ираком.
Сегодняшняя ситуация вызывает смех сквозь слезы. Во-первых, из-за того, что сирийский режим не хочет учиться на иракском опыте. Неужели баасизм не предполагает никакой иной политики, даже когда речь идет о сирийском народе?
Второй момент, как это ни парадоксально, заключается в том, что США во главе с Бараком Обамой для достижения своих целей в Сирии не будут нуждаться в прямом вмешательстве и большой военной операции, как это было в Ираке. Режим в Дамаске сам делает все необходимое для уничтожения Сирии, систематически способствуя ее последовательной фрагментации. Если бы это было не так, то правительство не использовало бы в войне против сирийского народа Иран, а потом и Россию, которая согласовывает каждый свой шаг с Израилем.
События в Алеппо подтверждают, что сирийские баасисты не извлекли никаких уроков из опыта иракской партии БААС. Башар Асад превосходит Саддама Хусейна в неспособности понять сложные изменения, которые претерпела региональная и международная ситуация. Но их объединяет то, как они используют Иран. Единственное отличие — в том, что бывший президент Ирака делал это непреднамеренно. Он служил Ирану из-за своей политической наивности и доверчивости. В то время как Башар Асад сознательно движется в этом направлении и настаивает на вере в «союз меньшинств» (речь идет о шиитах — прим. пер.), который будет противостоять всем бедам в регионе и его государстве.
Как нынешний сирийский президент после всех совершенных им преступлений мыслит себе тот прекрасный день, когда он сможет вернуться к мирному управлению страной? Как он может возвращать себе Алеппо, не обращая внимания на то, что в городе и его окрестностях находится более чем 45 тысяч вооруженных лиц, настроенных против него, а также на то, что Алеппо является турецкой зоной влияния? Падение города будет означать поражение Турции, которая все еще переживает последствия неудавшегося переворота против президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Если у битвы за Алеппо и есть какое-то значение, то это констатация факта, что ни одна из сторон не может достичь решающей победы в Сирии. Все силы действуют с целью разделить Сирию и выйти из этой войны победителем. Это будет большая победа над сирийским народом. Не является ли эта победа победой того, чего хотела «Группа сопротивления и противодействия», которая зарекомендовала себя за все время службы Израилю и плану союза меньшинств, всегда поддерживая его без колебаний?
«Группа сопротивления и противодействия» сложилась в прошлом под девизом противостояния американским планам в регионе. Генеральный секретарь «Хезболлы» Сайед Хасан Насралла без колебаний повторяет, что Америка является угрозой для всего региона. Действительно ли у Америки есть такой план, или русско-израильско-иранский альянс воспользовался его отсутствием и намерен ни больше, ни меньше разделить Сирию? И это после всего то, что было сделано в Ливане.
Результаты деятельности этого альянса проявляются уже сейчас. С того времени как Иран заполнил собой вакуум, образовавшийся после вывода сирийских войск с территории Ливана и убийства премьер-министра Рафика Харири, прошло 11 лет и несколько месяцев. В результате сговора с Израилем война 2006 года закончилась сокрушительным поражением ливанцев и Ливана. Израиль уничтожил тогда около трети ливанской инфраструктуры, чтобы «Хезболла» могла распространить бедность и нищету среди ливанцев.
После этой войны Хасан Насралла объявил о победе и настаивал на том, что только благодаря ему и его покровителям в Иране от ливанских государственных учреждений осталось хоть что-то. Прискорбно, что судьба Сирии и Ирака гораздо хуже Ливана. Иранское влияние в этих странах и американская администрация разрушают все, что может быть разрушено. И те, кто раньше шли в авангарде развития Ближнего Востока, теперь утопают в лужах крови…