ФСБ России заявила о том, что пресекла теракты со стороны украинских военных в Крыму. В результате — двое российских силовиков и двое нападавших погибли. Официальный Киев категорически отвергает все обвинения Москвы и лично Владимира Путина, который уже пообещал не проходить «мимо таких вещей».
Первый итог этой истории: хозяин Кремля отказался от встречи в нормандском формате, которая планировалась на саммите G20 в Китае в сентябре. Но этим Путин вряд ли ограничится. Впереди нас ждет очередная эскалация украинско-российских отношений и возможное использование этой ситуации для разворачивания боевых действий на юге Украины.
Сабли против танков
Обвинение Россией Украины в терроризме — это, без иронии, новая страница в двухсторонних межгосударственных отношениях. Ведь до сих пор именно Киев обвинял Москву в содействии терроризму в Донбассе. Это Россия гумконвоями поставляла туда оружие, это российские военные помогали так называемым ЛНР и ДНР строить два армейских корпуса. В конце концов, именно Россия — а не Украина — аннексировала Крымский полуостров.
ФСБ может бесконечно рассказывать об украинцах-террористах, рвущихся в Крым. Но на Лубянке никто не пытается даже объяснить: зачем Украине штурмовать полуостров, на котором находится до зубов вооруженная российская армия? Это все равно, что пытаться с саблей атаковать бронированный танк. В официальном сообщении ФСБ идет речь о попытке украинцев разрушить туристическую отрасль на полуострове. Но как можно разрушить то, что умерло после аннексии Крыма, российские спецслужбы не объясняют.
Все, происходящее сейчас на административной границе Украины и Крыма, выглядит как типичная провокация со стороны Москвы. Ее цель — продемонстрировать мировому сообществу неадекватность украинского руководства, которое готово посылать на полуостров диверсионно-разведывательные группы. Но вот что в конечном результате пытается получить Киев, ФСБ не объясняет. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов уже назвал заявления ФСБ лживыми и истерическими.
«Вор» Путин — Украине: Держи вора!
Целью нового витка эскалации в отношениях Украины и России может стать очередная попытка Москвы пробить сухопутный путь на полуостров. Керченская переправа — не самое лучшее сообщение, связывающее Крым и Россию. Тем более — осенью и зимой. Год тому назад украинские военные эксперты прогнозировали попытки Путина пробить через Мариуполь путь к Крыму. Но тогда эти прогнозы не оправдались.
Возможно ли повторение чего-то подобного на юге Украины? Вполне. Провокации на границе с Крымом, широкомасштабные учения российской армии на полуострове, периодическое закрытие границы со стороны Крыма вряд ли случайны. Ответ на вопрос, зачем это России, похоже, очевиден.
Объявит ли Россия войну Украине?
Нынешнее противостояние между Москвой и Киевом вряд ли существенно ухудшит и без того плохие отношения между двумя странами. Похоже, Владимир Путин не намерен отступать ни на востоке, ни на юге Украины. Его цель — дальнейшая дестабилизация ситуации в стране, реванш пророссийских сил и попытка возобновить контроль над центральной властью на Украине.
Украина сегодня находится в состоянии войны. И намеки Путина на то, что Москва не простит «украинским диверсантам», вряд ли кого-то пугают. Очевидно, что задача-минимум для Кремля сейчас — заставить Украину выполнять минские соглашения: провести выборы в оккупированном Донбассе, легализировать ЛНР и ДНР и переложить на Киев все финансовые обязательства по содержанию этих территорий. Задача-максимум — прорубить сухопутный путь из России в Крым.
Ввязываться в полномасштабную войну с Украиной Путин вряд ли решится. У него достаточно своих внутренних и внешних проблем. Он, возможно, и сумасшедший, но — не самоубийца. Ему есть, что терять, и он не готов это терять. Шантаж и провокации — его излюбленные приемы. Ответ на них Украины может быть только один — апеллирование к мировому сообществу.