SvD получила доступ к письму, направленному Яну Салестранду (Jan Salestrand) — «досточтимый господин Салестранд» — секретарю министра обороны Петера Хультквиста (Peter Hultqvist), в котором заместитель российского министра обороны Анатолий Антонов пишет, что речь пойдет о безопасности в Балтийском регионе. Цель встречи — «обменяться мнениями о нынешней военно-политической ситуации в Европе». Антонов обещает «равноправный диалог на основе доверия».
Идею провести такой саммит изначально подал президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö), который встречался с Путиным в начале лета. Путин подхватил инициативу и пригласил на встречу все страны НАТО, а также Швецию и Финляндию. В отличие от Швеции, Финляндия поддерживает контакты с Россией на высшем уровне, как и многие другие европейские страны.
На этой неделе Путин, едва успев завершить встречу с турецким коллегой Эрдоганом, включился в телефонные переговоры с премьер-министром Британии Терезой Мэй (Theresa May) и договорился с ней углубить политические контакты и лично встретиться «в ближайшем будущем». Несколько стран-членов ЕС, включая председателя Словению, придерживаются аналогичного курса, готовы развивать более тесные связи с Россией и даже избавиться от санкций, чтобы открыть путь решениям по Украине и Сирии.
Шведское правительство пока не дало ответа на российское приглашение. В сущности, сомнений тут быть не должно: одна из тем, которую планируется обсудить, очень волнует министра обороны Хультквиста. Речь идет о безопасности полетов над Балтийским морем и требовании, чтобы самолеты любых государств летали с включенными транспондерами. По словам Антонова, «российское министерство обороны считает это приоритетной задачей». При этом обе стороны обвиняют друг друга в пренебрежении этим правилом. В Альмедалене верховный главнокомандующий Микаэль Бюден (Micael Bydén) подчеркивал, что необходимо расширить контакты с российским военным командованием, чтобы ситуация не вышла из-под контроля в результате случайных инцидентов и невозможности связаться с противоположной стороной.
Швеция прервала дипломатические связи с Россией на уровне правительств с началом войны на Украине и после российской аннексии Крыма. Россия ответила тем, что отстранила шведских военных атташе в Москве от их обычной деятельности. Отправляя приглашение на конференцию по вопросам балтийской безопасности, Москва созвала «аккредитованных военных атташе» на брифинг, но шведов туда не допустили.
Вопрос в том, что даст шведскому правительству продолжение курса на бойкот любых правительственных контактов с Москвой, и не важно, какие существуют мнения о том, чем в действительности занят Путин.