Обвинения, которые выдвинула Москва 10 августа в отношение Киева, кажутся беспрецедентными даже в условиях бесконечной напряженности между Россией и Украиной. В ФСБ утверждают, что задержали офицера украинских спецслужб, который занимался подготовкой терактов в Крыму, потеряв двух человек в ходе операции.
Как говорится в пресс-релизе службы, было предотвращено несколько терактов, «объектами которых были определены критически важные элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова» с целью «дестабилизации социально-политической обстановки в регионе.
Эти обвинения получили поддержку со стороны президента России Владимира Путина, который считает, что Украина «переходит к террору» и пытается спровоцировать конфликт, чтобы «увести внимание общественности страны от тех людей, которые захватили власть в Киеве, продолжают ее удерживать и грабить свой собственный народ».
Заявление напоминает о тех временах, когда Москва называла киевские власти «хунтой», и свидетельствует о серьезных переменах в тоне Кремля. Владимир Путин заверил, что Россия не оставит эти действия без ответа, и подчеркнул бессмысленность встречи в нормандском формате в Китае на саммите двадцатки в подобных условиях.
Если верить версии российских спецслужб, в ходе проникновения вооруженных людей с территории Украины погибли сотрудник ФСБ и российский солдат. В субботу на месте боевого столкновения у приграничного города Армянска были найдены боеприпасы и два десятка самодельных взрывных устройств. На следующий день была предпринята еще одна попытка проникновения при поддержке бронетранспортеров и артиллерии.
Передвижения войск
Как утверждают в Москве, проникновения и теракты были спланированы Украинской военной разведкой, которая находится в подчинении Министерства обороны страны. Были задержаны несколько граждан России и Украины. Пока что показали только одного из них, некоего Евгения Панова. Родственники утверждают, что его похитили из родного Запорожья. Единственное, что можно сказать точно, этот шофер по профессии некоторое время был добровольцем в украинской армии.
В настоящий момент не существует каких-либо свидетельств о столь серьезных столкновениях, как это описывает Москва, на узком участке суши, который отделяет Крым от остальной Украины, тем более об артиллерийских обстрелах. В то же время в социальных сетях в последние дни появились сообщения и видео о движении войск с российской стороны и, в частности, перемещении нескольких отрядов бронетехники на север полуострова.
В Службе безопасности Украины опровергли обвинения России: «Украина не захватывает и не возвращает силой свою территорию». «Обвинения российской стороной Украины в терроризме в оккупированном Крыму раздаются так же бессмысленно и цинично, как заявления российского руководства об отсутствии российских войск в Донбассе», — отреагировал в свою очередь президент Петр Порошенко.
Гипотеза о дезертирах
Депутат и по совместительству сотрудник Министерства внутренних дел Антон Геращенко выдвинул собственное объяснение ситуации. По его словам, российские силы стремились не допустить бегства на Украину дезертиров. Именно они якобы вели перестрелку с российскими солдатами.
Хотя сам Киев регулярно обвиняет Россию в «террористических» действиях на своей территории, со стороны Москвы подобные утверждения звучат впервые. Стоит отметить и необычно быструю реакцию Владимира Путина.
Кроме того, нынешняя напряженность вокруг Крыма стала новым фактором. Российские власти действительно подавляют там несогласные голоса (в частности, татар), однако военные действия последних дней вызывают беспокойство при том, что сама аннексия прошла в марте 2014 практически бесконфликтно.
Каждодневные бои
По словам Порошенко, инциденты должны были стать предлогом для усиления военного давления на Украину. Опасения насчет обострения ситуации на юге тем сильнее, что обстановка в Донбассе остается напряженной. Бои в регионе идут почти ежедневно (в том числе с применением тяжелого оружия) в нарушение неспособных сдвинуться с мертвой точки Минских соглашений. Прежде всего, это касается Мариуполя, который находится на берегу Азовского моря, примерно в 300 километрах к востоку от Крыма.