Правительство в Киеве давно уже отказалось от мысли вернуть Крым военными методами. Идея терроризма, спонсируемого государством, не выглядит правдоподобной. Конечно, существуют независимые экстремисты, но вряд ли они стали бы предпринимать такие действия, рискуя сгнить в российской тюрьме.
Прежде Россия уже занималась фальсификацией данных, но у ее действий должна быть какая-то цель. Может, это была попытка очернить Украину перед лицом ЕС и убедить Европу смягчить экономические санкции? Такое предположение выглядит немного наивно. Вероятно, Россия хотела бы подхлестнуть националистические настроения в преддверии парламентских выборов в сентябре. Но в этом нет нужды. Путин победит так или иначе, честно или подделав результаты.
Минские договоренности не работают, что вполне устраивает Россию. Киев не сумел осуществить обещанную децентрализацию власти, на что Москва постоянно ссылается как на предлог, чтобы не выполнять взятые на себя обязательства. Механизмы международных переговоров уже давно работают вхолостую.
Не исключено, что российское «разоблачение» понадобилось, чтобы мотивировать новую военную акцию на востоке Украины. В последнее время бои на Донбассе стали интенсивнее. Если откроется еще один фронт, давление на Киев возрастет. Приказ об оккупации Крыма Путин отдал в 2014 году — ночью перед закрытием его «собственных» Олимпийских игр в Сочи. Сегодня весь западный мир снова занят наблюдением за олимпиадой — либо отправился в отпуск.
Однако долгосрочная стратегия России остается неясной. Очевидно, что аннексия Крыма — это вопиющее нарушение норм международного права. К тому же, Путин запустил сепаратистское восстание в восточной Украине, причем во главе стоят российские военные, а в боях применяются российские танки и другие тяжелые вооружения. При необходимости в регион поставляются и солдаты российской армии в необходимом количестве.
Утверждать, что Украина в этом конфликте выступила в роли провокатора — первостатейный цинизм.
Применив насилие, чтобы передвинуть государственную границу, Путин нарушил весь порядок, установившийся в Европе после Второй мировой войны, и не похоже, чтобы его можно было переубедить. Санкции со стороны ЕС и США — лишь следствие российской агрессии, а вовсе не проявление злонамеренного империализма. Так что нет никаких оснований их смягчать.