Автомобиль давно уже стал важной составляющей имиджа водителя. Водители автомобилей «Лада» производят на окружающих не самое лучшее впечатление. Однако именно недорогие и неприхотливые в обслуживании автомобили приносят больше демократии в наши будни.
«Что, ты ездишь на «Ладе»?!» — удивился мой друг Ганс-Геррманн. «Ну, что ж, Дьявол носит Prada, а болван ездит на "Ладе"», — добавил он в шутку.
Я подумал, не ответить ли мне ему: «Друг мой, мы пьем калифорнийские вина, австралийское пиво, финскую водку, голландское какао, едим французские сыры, швейцарский шоколад и колбасы из Баварии и Польши, покупаем шведскую мебель, японскую видеотехнику, греческие оливки и собранные в Китае компьютеры. Что мне мешает ездить на автомобиле из России? Я тем самым вношу свой вклад в укрепление взаимопонимания между народами». Но решил не говорить ничего, потому что мой товарищ уже сделал свой вывод: «Дьявол носит Prada, а болван ездит на «Ладе»».
Машина как символ статуса
Но встречаются и обратные примеры. Так, например, Dacia, продукт совместного французско-румынского производства, недавно вышел на рынок с гениальным рекламным слоганом: «Символ статуса для всех, кому не нужен символ статуса».
В 2012 году французы и вовсе приобрели 75% концерна, производящего «Ладу». Таким образом, каждая «Лада» является на три четверти француженкой и лишь на оставшуюся четверть русской. Но эта мысль никоим образом не противоречит тезису об укреплении дружбы между народами.
«Калина» больше не пахнет автомобилем с Востока
Во всяком случае, между мной и «Калиной» сразу пробежала какая-то искра — едва только я вставил ключ в замок зажигания. Можно сказать, что между нами случилась любовь с первого взгляда. Будучи представителями Востока, мы с ней приглянулись друг другу. Хоть вообще-то «Калина» — не совсем типичная «Лада».
Сиденья в ней вполне удобны, панель приборов видна хорошо, двигатель не довольно тихий и не гремит, передачи переключаются легко, в ней есть кондиционер и USB-разъем. Но самое главное — это то, что «Калина» больше не пахнет так, как восточные автомобили пахли раньше: смесью махорки, шариков от моли и подгоревшим молоком.
Внешне он чем-то напоминает Skoda, изнутри похож на Volkswagen Polo последнего поколения. Это непритязательная «повозка», конструктора которой думали, в первую очередь, о потребителе, а не о фанатах стиля. В конце концов, можно носить лапти, а на ноге они будут сидеть, как «сникеры» от Nike.
Хотя тем, кто хочет разгоняться до 100 км/ч за пять секунд, производить впечатление на окружающих на острове Зюльт и с шиком парковаться перед рестораном Schumann’s в Мюнхене, «Калина», конечно, не подойдет. Но зато можно не бояться оставлять машину не закрытой на парковке перед супермаркетом где-нибудь в Нойкёлльне (район в Берлине, — прим. перев.).
Мне нравятся такие в хорошем смысле непритязательные авто — так же, как нравится еда в столовой в магазине IКЕА или в забегаловках KFC. И это даже не вопрос вкуса. Просто тем самым ваша повседневная жизнь становится более демократичной.
Лучше на «Ладе», чем поездом или автобусом
Три машины, которые мы опробовали, позволяют людям со скромным достатком ощутить радость от владения собственным автомобилем. Возможно, с учетом наличия «кар-шеринга», а также с точки зрения экологии, это прозвучит несколько реакционно, но людям нравится иметь что-то свое, чем им не нужно делиться с остальными.
Это объясняет также природу непобедимой любви к собственному жилищу где-нибудь на окраине города, хотя все вокруг говорит против этого варианта. Машина является олицетворением такой вот собственности, находящейся в твоем полном распоряжении. Мне милее владение автомобилем (пусть даже он будет по 20 часов в сутки простаивать без движения), нежели пользование прокатным, в котором я буду вынужден нюхать запахи, оставшиеся от того, кто брал его напрокат передо мной.
«Ладу», конечно, нельзя назвать безупречной машиной. Я не уверен, что запросто смогу на ней добраться из Берлина в Неаполь. Но на небольшое расстояние я с намного большим удовольствием поеду на «Ладе», чем на автобусе или поезде.