12 сентября исполнится два года санкциям Евросоюза, введенным против России в связи с ее военной агрессией на востоке Украины, которые стали продолжением пакета санкций, введенных шестью месяцами ранее, после аннексии Крыма президентом России Владимиром Путиным.
Санкции, введенные в сентябре 2014 года, коснулись вооруженных сил России. К примеру, тогда были приняты условия контроля экспорта, согласно которым всем российским компаниям, связанным с оборонным сектором, отказывалось в праве доступа к военным технологиям и определенным технологиям двойного назначения. Эти санкции также запрещали определенным компаниям российского военно-промышленного комплекса покупать разработанные в Евросоюзе технологии и получать доступ к финансовым услугам европейских компаний.
Россия — это третий по величине торговый партнер Евросоюза, однако, несмотря на убытки в определенных секторах, в октябре 2015 года Европейский парламент пришел к выводу, что «совокупное воздействие на экономику Евросоюза оказалось довольно ограниченным». И, хотя большая часть дискуссий по поводу санкций, как правило, разворачивается вокруг темы потерь европейской экономики, в них очень часто упускается из виду тот факт, что санкции против российского оборонного сектора оказались эффективными. Но, чтобы они оставались эффективными и дальше, Евросоюз и США для начала должны их сохранить.
Почему импорт технологий двойного назначения имеет значение
Имеющиеся на рынке технологии, такие как микроэлектроника, чрезвычайно широко применяются в оборонном секторе. Экспорт определенных технологий двойного назначения имеет особое значение для России. К примеру, как сказал вице-премьер России Дмитрий Рогозин, «все чипсеты и приемные модули для ГЛОНАСС производятся за пределами России».
Ответ на санкции: неэффективное импортозамещение
В ответ на введение западных санкций российские чиновники заявили, что санкции лишь подстегнут развитие собственного сектора новейших военных технологий. Они также объявили о своем решении обратиться за помощью к Азии. Однако высокопоставленные российские чиновники также открыто заявляли о негативном влиянии западных санкций на военно-промышленных комплекс.
К примеру, в июле 2016 года Рогозин пожаловался, что санкции мешают развитию торговли технологиями с Китаем. В сентябре 2015 года на совещании по вопросу развития рынка микроэлектроники в Ново-Огарево Путин сказал: «Определенные шаги некоторых наших иностранных партнеров в последнее время ставят под угрозу надежность поставок комплектующих изделий и оборудования из за рубежа».
Россия уже движется на пути импортозамещения, однако пока она не смогла создать жизнеспособную альтернативу западным технологиям. В новом докладе аналитической компании IHS Jane говорится о ряде проблем с самолетами МиГ-29К/КУБ, проданными Россией Индии, главная из которых заключалась в том, что из-за санкций Россия не смогла доставить самолеты в полном комплекте.
Согласно докладу Московского центра Карнеги, на авиашоу в Фарнборо в июле этого года Россия представила самолет МС-21, однако она не продает эти самолеты за границу. «Санкции Евросоюза и США стали ночным кошмаром создателей проекта МС-21», — говорится в докладе, и это связано с тем, что у этого проекта более 20 иностранных партнеров.
В феврале 2016 года, как сообщило агентство «Интерфакс», четыре российских спутника оказались слишком тяжелыми для запуска из-за установленной на них электроники отечественного производства.
В марте 2016 года один российский аналитик написал в газете «Военно-промышленный курьер», что надежды на то, что китайские технологии смогут заменить западные технологии, оказались бесплодными, поскольку китайские образцы были более низкого качества. «Остается два выхода из кризисной ситуации: ждать скорейшего снятия санкций или воссоздавать микроэлектронную промышленность», — заключил он. Но, хотя Россия уже предпринимает шаги на пути в направлении второго варианта, ближайшее будущее, по мнению этого аналитика, пока выглядит довольно унылым, поскольку ряд проектом пришлось свернуть. По его мнению, проблема заключается в том, что «ни государство, ни частный бизнес не могут обеспечить спрос на ЭКБ (электронная компонентная база) в таком объеме, чтобы запускать для этого серьезные производства. Предприятия Роскосмоса купят десятки, возможно, сотни микросхем, на разработку которых могут быть потрачены миллиарды рублей, а больше их предложить некому».
Санкции могут косвенным образом способствовать урегулированию конфликта в Сирии
Для Путина Украина и Сирия в некотором смысле являются частью единого плана. Путин не раз заявлял о перспективе сотрудничества в Сирии, чтобы подтолкнуть западных лидеров к снятию санкций, хотя на самом деле российские военные не вели последовательную кампанию против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ, — прим. ред.) в Сирии и, вполне возможно, даже укрепили его позиции, нанося удары по его противникам в рядах умеренной оппозиции.
В частных беседах некоторые западные чиновники выражают сомнения в том, что Евросоюз продлит сроки действия санкций в январе 2017 года. Если санкции Евросоюза будут сняты, это существенно снизит эффективность санкций США и убедит Путина в том, что неуступчивость и вызывающее поведение приносят плоды.
Однако последствия снятия санкций Евросоюза могут оказаться еще более значительными. Значительная часть того военного оборудования, которое Россия отправила в Сирию — итальянские бронированные автомобили Iveco, к примеру — была куплена ей до введения санкций. Если санкции будут сняты, это поможет России увеличить военный потенциал ее сил не только в Сирии, но и на границе с членами НАТО в Восточной Европе. Пришло время признать, что Путин стремится разделить и нанести поражение Западу, а вовсе не сотрудничать с ним.