Отношения между Европой и Турцией резко ухудшились после попытки переворота. Президент Турции Эрдоган делает ставку на других партнеров, встречаясь в вторник в Петербурге с президентом России Путиным.
Речь президента Реджепа Тайипа Эрдогана на встрече со своими сторонниками в Стамбуле в воскресенье была полна выпадов в адрес Европы и антизападной риторики. Его особой мишенью была Германия, которую он, в частности, обвинил в поддержке террористов.
«Запад не показал нам, что он выступает против переворота. Его молчание непростительно», — заявил Эрдоган в интервью с телевизионным каналом al-Jazeera, сообщает Die Welt.
Казнь
Спустя три недели после попытки переворота становится ясным, что реакция турецких властей была масштабной и жесткой, слишком жесткой, по словам некоторых европейский руководителей. На митинге в воскресенье Эрдоган повторил, что смертная казнь может быть введена, «если этого захочет народ». Отмена смертной казни является одним из главных требований ЕС для проведения переговоров о присоединении Турции к ЕС, и теперь многие требуют прекращения этих переговоров.
Одновременно в отношениях между США и Турцией возник кризис, вызванный спором о мусульманском проповеднике Фетулле Гюлене (Fethullah Gülen). Турецкое правительство обвиняет Гюлена, проживающего в эмиграции в США, в организации попытки переворота 15 июля и требует от США его выдачи. Гюлен отрицает, что он имеет что-либо общее с попыткой переворота, а американские власти просят предоставления доказательств.
По словами специалиста по Турции Йоакима Парслова (Joakim Parslow) из Университете Осло, Турция готова повернуться к Западу спиной.
«В риторическом плане это абсолютно ясная тенденция. Эрдоган четко выступает против Запада в своей речи, которую он произнес в Стамбуле в воскресенье», — говорит он.
Встреча
Но в то время как отношения между Турцией и западными союзниками, по-видимому, дают трещину, начинают развиваться новые отношения.
Во вторник президент Эрдоган нанес визит президенту Владимиру Путину в Петербурге. Это первый государственный визит Эрдогана после попытки переворота. Отношения между Россией и Турцией достигли нижней точки замерзания, после того как Турция сбила российский самолет в пограничной области Сирии в ноябре прошлого года. В июне Эрдоган протянул России руку и официально попросил извинения за сбитый самолет. Нынешняя встреча является звеном в процессе примирения. Сближение между страной НАТО Турцией и соперником НАТО Россией может способствовать усилению кризиса доверия к США и Европе.
Но специалист по Турции Парслов считает, что отношения между Турцией и США будут сохранены.
«Сейчас важно, но очень трудно отделить риторику от фактических изменений в политике Турции. Риторически турецкое правительство и президент Эрдоган настроены враждебно по отношению ко всему Западу. Все проправительственные СМИ сообщают, что попытка переворота была организована США и ЦРУ. Но реальная политика — это нечто иное. Отношения между Турцией и США не будут разрушены», — говорит он и ссылается на недавний визит американского генерала в Турцию, прошедший без сучка и задоринки.
В основном риторика
По словам Парслова, важной причиной ухудшения отношений между Турцией и Европой является абсолютно различное понимание произошедшего.
«Очень многие в Турции в настоящее время считают, что европейские лидеры занимали выжидательную позицию и смотрели, кто же победит, и лишь потом в мягких выражениях осудили попытку переворота», — говорит он. А вот Путин выступил сразу же и осудил заговорщиков.
В Европе речь напротив идет о том, что ситуация в Турции уже несколько лет развивается в авторитарном направлении.
«Реакция на попытку переворота рассматривается как резкое усиление тенденции, которую мы наблюдаем уже длительное время», — говорит Парслов.
Dagsavisen: Есть ли у ЕС в настоящее время возможность повлиять на Турцию, чтобы направить ее развитие по демократическому пути?
Парслов: В последние десять лет ЕС пытается повлиять на Турцию, используя договоры и пакеты реформ, целью которых является изменения законодательства и практических шагов в течение длительного периода времени. Но пока в Турции сохраняется чрезвычайное положение, не думаю, что они могут оказать свое воздействие через обычные каналы. Вместо этого должны предприниматься более символические действия, в которых ЕС будет выражать свою поддержку Турции».
Пока что Турбьерн Ягланд является единственным европейским лидером, посетившим Турцию.