Миллионы людей на площадях и улицах Анкары и Стамбула еще долго будут оставаться в репортажах из Турции загадкой политической истории: вчерашние соперники, еще недавно предрекавшие крах президента, смешавшись с толпой простых граждан, аплодировали лидеру страны, теперь уже, и скорее всего надолго, безусловному.
Единство или перегруппировка сил?
Однако, воздавая должное искусству политического маневрирования Реджепа Тайипа Эрдогана, напомним о детали, оставшейся вне внимания большинства журналистов: оппозиционные лидеры связали свое присутствие на триумфальной встрече Эрдогана условием — на площади должны быть исключительно государственные флаги Турецкой Республики. Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы отверг это требование или, хуже того, пустился в дискуссии. Он немедленно согласился, и его триумф состоялся.
Традиционная оппозиция также придала своему присутствию особый смысл. Они дали понять Эрдогану и широкой общественности, что большинство политических сил вместе с остальными гражданами приветствовали президента как гаранта светской республики.
Другой вопрос — сумеет ли он вернуть Турцию к тому уровню социально-экономического прогресса и благосостояния, которого она добилась за последнюю четверть века и результаты которой были поставлены под сомнение разразившимся глобальным кризисом, усугубленным дефицитом взаимопонимания с ЕС и США?
Поскольку Москва получила определенную свободу в нейтрализации военных отрядов ИГ, есть все основания рассчитывать на эффективность нового формата взаимоотношений Турции с Россией.
В Анкаре не могут не видеть, как один за другим распадаются и исчезают с политической арены Египет, Ирак, Йемен, Тунис, Сирия. И Турция — не последняя страна в регионе, которая оказалась в зоне новой перекройки границ. Идет практически объявленная война за новое мироустройство под патронажем США. Очень сомнительно, чтобы авторы сценария глобальных перемен согласились с амбициозными планами Эрдогана по созданию неоосманской модернизированной империи турок. Остается альтернатива — в союзе с Россией можно рассчитывать на успешное сопротивление наступлению глобалистов.
Брексит по-турецки
На Западе, как это случалось не раз в прошлом, вновь желаемое приняли за действительное, подтвердив давнее, но, к сожалению, легко забытое наблюдение о том, что Восток — дело тонкое. Причем под сим в данном случае было бы правильным иметь в виду не только Турцию, но и Россию. И хотя Москва с петровских времен привыкла мнить себя Европой, однако никуда не денешься от другого старого наблюдения, согласно которому русские смотрятся европейцами на Востоке, а на Западе их склонны отождествлять частью Азиатского континента.
Чванливые европейцы точно так же рассматривают и потуги Турции застолбить себе место в ЕС. И тем не менее Анкара долгое время оставалась принятой в общеевропейском доме. Потому что она была нужна. И первым, кто решил назвать вещи своими именами, стал Эрдоган. В сущности после двусмысленных обещаний принять его страну в ЕС в неопределенном будущем Анкаре ничего не оставалось, как сделать то, что обычно делают дорожащие своим достоинством руководители — громко хлопнуть дверью и перевести отношения с Евросоюзом в чисто партнерские. После этого он сделал логически вытекающий из создавшейся ситуации, но требующий решительности новый шаг в сторону ворот, которые оставались гостеприимно распахнутыми — ворота Москвы.
Из московских окон для многих просматриваются конфигурации нового альянса — евразийского. Как тут не вспомнить о как бы невзначай оброненной Путиным на недавнем Петербургском экономическом форуме идее — сколь заманчивой, столь же вызывающей — Большой Евразийской интеграции. (В путинской интерпретации, правда, педалировалось дальнейшее сближение с Китаем, но мы понимаем, разумеется, что тут никакого противоречия нет.)
Кстати, когда эта идея была озвучена, многие не верили в путинско-эрдогановское взаимопонимание, которое исключалось при одном упоминании о сбитом бомбардировщике.
Между прочим, после Петербурга можно говорить о контурах реализации другой идеи, принадлежащей Эрдогану — ноль проблем с соседями. При желании можно привести с десяток вопросов, смущающих отношения Москвы, Тегерана и Анкары. Однако в данной ситуации важнее нескрываемое стремление лидеров перевести перечень обозначенных политических и экономических проектов, упоминаемых в меморандумах и тщательно отредактированных формулировках протоколов о намерениях, в практическую плоскость. А это стремление продиктовано объективным ходом глобальных перемен, переживаемых миром. Важнейшая ее особенность — давно ожидавшаяся, неизбежная и практически бескровная кончина однополярного мира. Как говорят азербайджанцы: «Аллах рехмет элесин!» Царствие небесное почившему мироустройству. Да здравствует многополярный мир!
В Москве и Анкаре почти одновременно осознали, что Евросоюз, на который молились многие годы национальные либералы, есть не что иное, как бюрократическая империя, лишенная политической самостоятельности, ведомая США. Москва и Анкара демонстративно дистанцировались от ЕС и не убоялись ухудшения отношений с США. Некоторые эксперты (Ш.Султанов) полагают, что этот вызов Америке не может не оказать «на НАТО воздействие, сопоставимое с эффектом Брексита для Евросоюза».
Израильский барьер
Но есть еще другая страна, с которой Турция всегда была в близких отношениях и благорасположение которой в данном случае ей не помешало бы. Тем подозрительнее, что отношения с ней круто переменились именно на этом этапе «глобалистской перестройки». Эта страна — Израиль. Распространенное мнение о том, что Турция и Израиль, два опорных союзника НАТО в регионе, вновь вместе, назло арабскому национализму, и в Брюсселе могут свободно вздохнуть, может оказаться иллюзией.
Правда, две ключевые страны региона достигли договоренности о нормализации отношений после длительного периода отчуждения. Что, впрочем, ничтожно мало по сравнению с дружескими отношениями, которые связывали Турцию и Израиль с момента создания еврейского государства до злополучного инцидента в 2010 году с турецким Mavi Marmara.
На первый взгляд реанимация старых связей выгодна обеим странам, поскольку вместе они образуют некий «центр силы» в регионе, который совсем не помешает Турции в новом раскладе сил. Решаются и задачи стратегического значения: Израиль усиливает влияние на арабов и весь мусульманский мир, привязывает Турцию с помощью поставок своего газа в Европу, о чем Нетаньяху не замедлил оповестить европейцев. О значении, которое придавалось этому шагу, говорят два факта, которыми он сопровождался, находясь, кстати, под жестким контролем Вашингтона.
Три года назад президент США Барак Обама, завершая свой визит в Израиль, уже в аэропорту Тель-Авива неожиданно позвонил Эрдогану, передав трубку Нетаньяху и, как отметили потом в окружении израильского премьера, фактически заставил последнего извиниться за захват турецкой флотилии. Спустя три года, накануне объявления о нормализации отношений, в Рим, где находился Нетаньяху, вылетел госсекретарь США Джон Керри. И все же пока ничто не свидетельствует о том, что сотни тысяч израильтян готовы вернуться на турецкие пляжи, а совместные экономические проекты получат практическое воплощение. Все надежды на реанимацию былого центра силы связаны реализацией газового проекта.
«Несколько дней назад я направил в Турцию своего представителя обговорить детали возможного соглашения, мы полагаем, что газовая сделка серьезным образом укрепит позиции Израиля в регионе. Теперь все зависит от турецкого руководства», — заявил недавно Нетаньяху.
Все это так, но израильский лидер высказался о газопроводе до российского разворота своего давнего партнера. При том, что трудно поверить, что это событие так уж застало его врасплох. Эти договоренности дорогого стоят. И дело не только в самоценности еврейского государства. Желают того или нет в ЕС и где бы то ни было еще, а Анкара вступает в новые двусторонние отношения, «позиционируя в качестве одного из центров силы, имея в виду прежде всего евразийское пространство и Ближний Восток», считают в Москве.
На Западе же напоминают, что Турция — член НАТО, Израиль — опорная страна НАТО. Это — главное. Так было всегда. Как проявит себя этот центр силы в новых условиях — вопрос опять времени.
Курдский фактор
Ничуть не умаляя значения перечисленных политических решений, равно как и экономического фактора, который поправим с учетом новых формирующихся геополитических разворотов, заметим, что угроза стране Ататюрка таится вовсе не в разорении среднего класса и повальной нищете значительных социальных слоев. Эрдоган прекрасно осведомлен о западне, заготовленной ему Западом, — это так называемый курдский вопрос, на решении которого настаивают в ЕС и США, и путь к которому лежит через федерализацию Сирии.
Зловещий смысл курдского фактора заключен именно в изнурительной, долгой войне c сепаратистами, которую Эрдоган должен избежать. И если он не справится с этой задачей, все остальные его политические достижения останутся под большим вопросом. Курды находятся под контролем американцев. Но и Москва имеет давние и надежные связи с сепаратистским движением. Достаточно ли их для нейтрализации не ко времени вспыхнувших чаяний о новом курдском государстве — ответ на этот вопрос, возможно, главный в исторических судьбах и курдов и турок, мы услышим уже в ближайшем будущем.
В последнем интервью российскому ТВ Эрдоган предельно просто обозначил свое понимание проблемы: «В Турции живут представители многих национальностей и конфессий. Все они граждане Турции с одинаковыми правами и свободами. И курды не исключение». Все верно. То же самое уже третье десятилетие говорят армянам Нагорного Карабаха. Если поискать, то этнических меньшинств, желающих создать на территориях международно признанных государств собственный национальный дом, наберется немало. Нетрудно отыскать и тех, кто извне поддерживает сепаратистов, превратив их в удобный инструмент для разрушения государств, а теперь и целых регионов под маской глобалистских процессов.