Развитие событий последней недели, и в частности встречи Алиев — Путин — Рухани, Путин — Эрдоган, Путин — Саргсян, свидетельствуют о том, что в регионе активно развиваются политические процессы. Они, в свою очередь, прямо или косвенно влияют на карабахский конфликт, учитывая хитросплетение интересов в регионе и важность вопросов безопасности.
Обратимся к самым важным факторам каждой из встреч в контексте карабахского конфликта и к влиянию региональных событий на процесс урегулирования конфликта.
Тройка Иран — Азербайджан — Россия и карабахский конфликт
Карабахский конфликт, безусловно, не был среди основных вопрос обсуждения на встрече президентов трех стран. В то же время, очевидно, что Азербайджан должен был предпринять все усилия, чтобы получить политические дивиденды в контексте карабахского конфликта от встречи на таком высоком уровне, которая прошла по его инициативе. Но, как стало видно из заявления президента РФ, сделанного в Баку, и из итоговой декларации встречи трех президентов, Алиеву не удалось оправдать своих ожиданий. Путин в Баку заявил о необходимости приемлемого для всех сторон конфликта решении, в котором не будет победивших и проигравших, а итоговая декларация никак не отметила особую важность территориальной целостности Азербайджана.
Можно сделать вывод, что этот новый формат экономического сотрудничества Ирана, Азербайджана и России не имеет существенного политического влияния на процесс урегулирования карабахского конфликта, и Азербайджану в этом плане ничего не даст.
Одновременно, тем более учитывая уроки апрельской войны, которая показала, что Азербайджан все еще не отказался от сценария военного пути решения проблемы, новая военная сделка добавила каплю к беспокойству армянского общества в связи с продажей российского вооружения Азербайджану. Но, в этом нет ничего нового, как говорят, бизнес есть бизнес, и ничто в этом плане не изменилось.
Российско-турецкое примирение и карабахский конфликт
Можно сказать, что как напряжение в российско-турецких отношениях, так и их примирение хранят в себе ряд возможностей и угроз для Армении. Но, если рассматривать этот процесс в контексте карабахского конфликта, урегулирование отношений двух сильных игроков региона значительно снизит напряжение в регионе и уменьшит угрозы безопасности. Достаточно вспомнить только довольно большое прямое и косвенное участие Турции в апрельской войне, а также угрозы в адрес Армении из-за расположенной на ее территории российской военной базы. Следовательно, нормализация отношений Анкары и Москвы в некоторой степени снижают риск возобновления войны и сокращают мотивы Анкары поддерживать Баку в этом вопросе.
Вместе с тем, нужно учитывать, что окончательное урегулирование конфликта подразумевает абсолютную деизоляцию Армении и Карабаха, в том числе, открытие армяно-турецкой границы. Учитывая нынешнюю активность России, в качестве посредника переговоров, и на фоне российско-турецкого сближения не случайно заявление министра иностранных дел Турции о том, что Турция сделает все от нее зависящее в процессе урегулирования. Под этими словами, в первую очередь, нужно понимать деизоляцию Армении.
Итоги переговоров Саргсян — Путин
Во время пресс-конференции по итогам встречи президентов Армении и России было озвучено несколько важных факторов. Россия не может и не желает защищать ту или иную сторону конфликта, вместо этого будет вкладывать усилия, чтобы стороны достигли приемлемого для всех решения. Будет исключен такой исход, при котором одна из сторон будет считать себя победившей, а другая — проигравшей. Это означает, что односторонних и необоснованных уступок быть не может. Об этом в своем выступлении сказал и Саргсян.
Саргсян еще раз подчеркнул, что нужно уважать возможность народов реализовать свое право на самоопределение, а также должны быть выполнены договоренности, достигнутые во время встреч президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге.
Следовательно, никаких изменений позиция армянской стороны не претерпела. Односторонние уступки исключены, и право народа Карабаха на самоопределение должно уважаться.
Россия продолжит осуществлять активное посредничество в переговорах по урегулированию карабахского конфликта, ожидая конкретных результатов.
Подводя итоги, нужно отметить, что в результате этих региональных развитий может значительно укрепиться роль России в регионе, что должно быть выгодно Армении, как стратегическому союзнику России, и укрепить ее позиции. Что касается процесса урегулирования карабахского конфликта, то эти региональные процессы, конечно, имеют прямое или косвенное влияние на процесс, но ощутимого вреда или пользы ему не приносят, по крайней мере, на данный момент. Выстраивание и углубление перекрестного сотрудничества увеличивает значение безопасности региона для всех игроков, следовательно, по крайней мере, в этом контексте эти процессы можно считать положительными. Кроме того, очевидно, что, несмотря на большую роль Баку в ряде региональных экономических проектов, в контексте карабахского конфликта ее максималистские амбиции не получают удовлетворения. Процесс урегулирования находится в довольно активном этапе, и все стороны, в том числе, посредники, проявляют крайнюю осмотрительность во всех своих действиях.