Владимир Путин прочно завоевал себе место если не в сердцах, то уж точно в головах. С помощью телевидения, которое вот уже 16 лет каждый день поет ему дифирамбы, у него получилось сформировать вокруг себя настоящий вакуум. «Кто будет управлять Россией, если не Путин?— задается вопросом пенсионерка Дина Федоровна, глядя на урожай помидоров на своем дачном огороде в подмосковном Сабурово. — Может быть, есть и другие достойные политики, но я их не знаю». «Те, кого нам показывают, ни на что не способны, это ясно, как божий день!» — продолжает она. В единственной комнате на первом этаже постоянно включен телевизор. Подконтрольный Кремлю «Первый канал». «Владимир Путин мне не нравится. Я не строю себе иллюзий о нем самом или его методах. Но другие на его месте поступили бы точно так же».
«Мне кажется, он слишком близок к олигархам, — говорит ее муж Александр Иванович, налив себе холодного пива. — Что он сделал для пенсионеров? Для достойного соцобеспечения и здравоохранения? Ничего!» «Единственное, что он может, это давать отпор США, которые суют свой нос повсюду, — продолжает отставной милиционер. — Он может постучать по столу и добиться уважения на международной арене». «Путин вернул Крым, хотя бы это можно записать в его пользу», — поддерживает Дина Федоровна.
Энтузиазм россиян по поводу бессменного главы государства достиг апогея после аннексии Крыма в марте 2014 года. По данным Левада-центра, тогда политику Путина поддерживали почти 90% граждан. Сегодня этот показатель несколько снизился (82%), хотя и остается на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с западными лидерами.
Спад популярности
Но когда речь в опросе заходит об отношении россиян к Путину как к человеку, цифры рисуют совсем другую картину. Вышедшее 8 августа исследование Левада-центра показало, что симпатия к президенту России упала до 29%, то есть до уровня 2000 года. Это заметный спад по сравнению с пиками симпатии (50%) после войны в Грузии и аннексии Крыма. Теперь наступил период разочарования? Как отмечают проводившие исследование социологи, среди людей царит безразличие, что типично для авторитарных режимов.
Такой относительный спад интереса к главе государства сопровождается ностальгией по историческим лидерам страны. «Меня это саму удивляет, но мне все же кажется, что лучшим был Брежнев, — говорит Дина Федоровна. — При нем многое делалось для простых людей. Чего никак не сказать о Путине, чья главная неудача — экономика».
Молодая соседка Дины Федоровны Виктория Лебедева смотрит на все иначе: «Я доверяю президенту. Разумеется, на нем отчасти лежит ответственность за экономический кризис, но с таким количеством внешних врагов исправить ситуацию в экономике невероятно сложно». «Стоит помнить, что Владимир Путин принес нам экономическую стабильность 2000-х годов», — подчеркивает она, сидя на террасе впечатляющей дачи родителей мужа. При этом она колеблется, когда речь заходит о симпатии к нему: «Нам очень мало известно о его настоящей личности и характере. Он кажется мне очень спокойным и уравновешенным в отличие от оппозиционеров. Единственный из политиков, кто мне нравится, помимо Путина, это министр обороны». И снова этот страх врагов, которые окружают Россию…