Киев, Украина — В зеленом переулке недалеко от площади Независимости в Киеве находится офис, который в течение многих лет занимал глава предвыборного штаба Дональда Трампа (Donald J. Trump) Пол Манафорт (Paul Manafort), который тогда был советником правящей партии Украины. В мае этого года его мебель и личные вещи все еще находились там.
Но присутствие г-на Манафорта ощущается и в другой точке украинской столицы, где государственные следователи, изучающие секретные документы, обнаружили в них его имя, а также названия нескольких компаний, с которыми он вел дела. В настоящее время следователи пытаются распутать коррупционную сеть, с помощью которой, как они считают, были разграблены украинские активы, а также оказывалось влияние на результаты выборов при администрации главного клиента г-на Манафорта — бывшего президента Украины Виктора Януковича.
Как сообщает недавно сформированное Национальное антикоррупционное бюро Украины, в заполненных от руки бухгалтерских книгах содержатся данные о том, что с 2007 по 2012 год г-н Манафорт получил от пророссийской политической партии Януковича 12,7 миллионов долларов. Следователи утверждают, что эти выплаты были частью нелегальной черной бухгалтерии, а получателями средств были также должностные лица, принимавшие участие в проведении выборов.
Кроме того, прокуратура в настоящее время изучает детали деятельности нескольких офшорных подставных компаний, которые помогали членам ближайшего окружения Януковича финансировать их расточительный образ жизни, в том числе дворцовую резиденцию президента с частным зоопарком, полем для гольфа и теннисным кортом. Среди сотен мутных трансакций, которые эти компании совершали, была сделка на сумму в 18 миллионов долларов на продажу активов украинской кабельной телекомпании, созданной г-ном Манафортом и российским олигархом и близким соратником президента Владимира Путина Олегом Дерипаской.
О тесных связях г-на Манафорта с финансовыми кругами России и Украины было известно и ранее. Но поскольку во время предвыборной кампании в США об этих связях начали говорить гораздо чаще — от положительных отзывов г-на Трампа о г-не Путине и его аннексии Крыма до подозрений в причастности российских хакеров к хищению электронных писем членов Демократической партии — изучение подробностей деятельности г-на Манафорта позволяет раскрыть массу ранее неизвестных фактов о том, как он смешивал политику и бизнес вне поля зрения общественности и извлекал выгоду из связей с представителями влиятельных кругов, которые теперь оказались под подозрением у новых украинских властей.
По словам чиновников антикоррупционных ведомств, платежи, которые были предназначены для г-на Манафорта и о которых ранее ничего не было известно, находятся в центре их расследования, хотя им еще только предстоит определить, получил ли он эти деньги на самом деле. Хотя г-н Манафорт не является субъектом отдельного расследования по офшорной деятельности, по словам представителей прокуратуры, он должен был понимать последствия своих финансовых операций.
«Он понимал, что происходит на Украине, — сказал Виталий Касько, бывший высокопоставленный чиновник в Генеральной прокуратуре Киева. — Это было понятно любому здравомыслящему человеку: клан Януковича, когда он пришел к власти, был замешан в коррупционных схемах».
Г-н Касько добавил: «Невозможно представить себе человека, который посмотрел бы на это и подумал, что здесь все в порядке».
Г-н Манафорт не отреагировал на просьбу дать интервью или ответить на письменные вопросы издания «Нью-Йорк Таймз». Но его адвокат Ричард Хиби (Richard A. Hibey) подчеркнул, что г-н Манафорт не получал «никаких денежных выплат», о которых говорят чиновники антикоррупционных структур.
Г-г Хиби также опроверг заявление г-на Касько о том, что г-н Манафорт мог быть втянут в коррупционные схемы или был связан с людьми, которые принимали участие в незаконной деятельности.
«Это всего лишь подозрения, и, вероятно, в значительной степени политически окрашенные, — сказал г-н Хиби, сотрудник вашингтонской юридической фирмы Miller & Chevalier. — Трудно воспринимать всерьез любые подобные утверждения, которые делаются, чтобы опорочить кого-то, когда нет никаких доказательств. И мы уверены, что никаких доказательств этого и быть не может».
Загадочные платежи
События в Украине подчеркивают рискованный характер консультационных услуг, которые были одним из основных продуктов бизнеса г-на Манафорта с 1980-х годов, когда он перешел на работу к филиппинскому диктатору Фердинанду Маркосу. До того как он взялся за предвыборную кампанию г-на Трампа этой весной, наиболее известным клиентом г-на Манафорта был г-н Янукович, который как и г-н Маркос, был свергнут в результате народного восстания.
Перед тем как г-н Янукович бежал в Россию два года назад, он и его «Партия регионов» в значительной степени опирались на советы г-на Манафорта и его фирмы, которые помогли им выиграть несколько выборов. В течение этого периода г-н Манафорт не регистрировался в качестве иностранного агента в Департаменте юстиции США — в соответствии с требованиями для тех, кто стремится повлиять на американскую политику от имени иностранных клиентов ¬— хотя один из его подрядчиков сделал это.
Пока остается неясным, требовала ли деятельность г-на Манафорта обязательной регистрации. Если она ограничивалась исключительно предоставлением консультаций «Партии регионов» на Украине, тогда регистрироваться было необязательно. Но он также работал над улучшением имиджа своего клиента на Западе и помог администрации г-на Януковича отчет, обосновывающий необходимость судебного преследования главного конкурента президента, Юлии Тимошенко, в 2012 году.
В любом случае, в условиях отсутствия официальной регистрации, которая требует раскрытия информации о том, сколько и от кого получает агент, размеры компенсации г-на Манафорта остаются загадкой. Однако документы, обнаруженные после падения правительства г-на Януковича, могут дать некоторые ответы.
Эти документы, известные в Украине как «черная бухгалтерия», написаны от руки кириллицей и содержат около 400 страниц. Они были найдены в папках, которые когда-то хранились на третьем этаже бывшей штаб-квартиры «Партии регионов» на улице Липская в Киеве. В том помещении было два сейфа, набитые стодолларовыми купюрами, как рассказал Тарас Черновол, бывший лидер партии, который тоже время от времени получал эти деньги. В своем интервью он рассказал, что однажды он получил 10 тысяч долларов «пачкой наличных» на поездку в Европу.
«Это были наши деньги, — сказал он, добавив, что покинул партию отчасти в связи с опасениями по поводу „черной бухгалтерии“. — Они клали деньги на стол, пачки денег, и у них были списки тех, кому надо платить».
Национальное антикоррупционное бюро, в руки которого попала эта бухгалтерская книга, в своем заявлении сообщило, что имя г-на Манафорта фигурирует в документах за пять лет 22 раза, а общая сумма выплат составляет 12,7 миллионов долларов. Причина выплат остается неясной. Получил ли он эти деньги, тоже неизвестно, поскольку написанные от руки суммы нельзя проверить по банковским документам, а подлинность подписей пока не была подтверждена.
«Пол Манафорт является одним из фигурантов списка так называемой „черной бухгалтерии Партии регионов“, который детективы Национального антикоррупционного бюро Украины проверяют, — говорится в заявлении ведомства. — Мы подчеркиваем, что присутствие имени Пола Манафорта в списке не означает, что он на самом деле получал деньги, потому что подписи, которые появляются в колонке получателей, могут принадлежать другим людям».
Эти бухгалтерские записи всплыли в этом году, когда депутат Сергей Лещенко заявил, что он получил частичную копию этой книги от некоего источника, имя которого он отказался назвать. Он опубликовал часть документа, охватывающую шесть месяцев 2012 года, в течение которых было потрачено 66 миллионов долларов. В своем интервью г-н Лещенко сказал, что другой источник показал бухгалтерскую книгу за все годы Виктору Трепаку, бывшему заместителю директора СБУ, который передал ее в Национальное антикоррупционное бюро.
Это бюро, чье финансирование правительством оговорено в американской и европейской программах оказания помощи и которое заключило соглашение об обмене данными с ФБР, имеет следственные полномочия, но не может предъявлять обвинения подозреваемым. Только если оно передает свои выводы в прокуратуру — чего не произошло в случае с г-н Манафортом — тогда расследование становится частью уголовного дела.
Отдельные выплаты, отраженные в этой бухгалтерской книге, колеблются от нескольких сотен до миллионов долларов. В записях, сделанных в 2012 году, фигурирует один платеж в размере 67 тысяч долларов на покупку часов. Другой платеж в размере 8,4 миллиона долларов был сделан владельцу рекламного агентства перед выборами, состоявшимися в том году.
«Это очень яркий пример того, как на Украине финансируются политические партии, — сказала Дарья Каленюк, исполнительный директор „Центра противодействия коррупции“ в Киеве. — Это одно из проявлений очень грязной денежной экономики на Украине».
Офшорные компании
В период своей работы на Украине г-н Манафорт также, возможно, получал прибыль от коммерческих сделок, которые ему удавалось заключать благодаря предоставлению политических консультаций. Один из эпизодов, по данным следствия, связан с сетью офшорных компаний, которые, по данным государственных следователей и независимых журналистов на Украине, использовались для отмывания государственных денег и активов, якобы похищенных членами бывшего правительства.
Эта сеть включала в себя компании, чьи собственники были защищены законами офшорных юрисдикций, где они были зарегистрированы, в том числе на Британских Виргинских островах, Белизе и Сейшельских островах.
В недавнем интервью Сергей Горбатюк, бывший специальный прокурор Украины по делам о коррупции на высоком уровне, указал на открытую папку на своем столе, содержащую документы по одной из подставных компаний — Milltown Corporate Services Ltd., которая сыграла центральную роль в покупке государством двух нефтяных вышек за 785 миллионов долларов — это примерно в два раза больше их реальной стоимости.
«Эта офшорная компания часто использовалась окружением господина Януковича», — сказал он.
Роль офшорных компаний в деловых отношениях с участием г-н Манафорта всплыла из-за судебных дел на Каймановых островах и в федеральном суде в Вирджинии, где рассматривалось дело, касающееся инвестиционного фонда Pericles Emerging Markets. Г-н Манафорт и несколько партнеров зарегистрировали фонд в 2007 году, а его основным покровителем был г-н Дерипаска, российский олигарх, которому Госдепартамент отказался выдать визу, по-видимому, из-за обвинений в связях с российской организованной преступностью, которые он отрицает.
Г-н Дерипаска согласился влить в Pericles около 100 миллионов долларов, чтобы фонд мог купить активы на Украине и в Восточной Европе, в том числе регионального кабельного оператора под названием Black Sea Cable. Но документация фонда и записи в судебных делах показывают, что это вряд ли была честная сделка.
Активы Black Sea Cable находились под контролем разных офшорных компаний, которые в конечном итоге вели к Януковичу — в разное время это были Milltown Corporate Services и две другие компании, хорошо известные сотрудникам правоохранительных органов, Monohold AG и Intrahold AG. Эти две компании сумели заключить контракты на завышенные суммы с государственными сельскохозяйственными компаниями, а также приобрели бизнес-центр в Киеве с вертолетной площадкой на крыше, что должно было облегчить передвижение г-на Януковича из его усадьбы к президентскому кабинету.
Сомнительная инвестиция
Г-н Дерипаска позже заявил, что в 2008 году он вложил в Pericles 18,9 миллиона долларов, чтобы завершить приобретение Black Cable Sea. Но запланированная покупка — в том числе вопрос о том, кто в конечном итоге будет владельцем активов Black Cable Sea — с тех пор стала предметом спора между г-ном Дерипаской и г-ном Манафортом.
В 2014 году г-н Дерипаска подал судебный иск в суд Каймановых островов в попытке вернуть средства, вложенные в Pericles, который на данный момент уже ликвидирован. Он также заявил, что за два года он заплатил около 7,3 миллиона долларов комиссионных за управление фондом. Г-н Дерипаска не ответил на нашу просьбу прокомментировать эту ситуацию.
Адвокат г-на Манафорта, г-н Хиби, оспорил данные в исковом заявлении по Black Cable Sea, поданном г-ном Дерипаской в суд на Каймановых островах, и сказал, что российский олигарх упустил из виду детали финальной сделки, включавщей приобретение. Он отверг заявления о том, что г-н Манафорт получал комиссию за управление Pericles, но сказал, что один из партнеров г-на Манафорта, Рик Гейтс (Rick Gates), который также работает в предвыборном штабе Трампа в США, получил «номинальную» сумму.
Судебные документы показывают, что единственная сделка фонда Pericles была связана с компанией Black Sea Cable.
Г-н Манафорт продолжал работать на Украине после падения правительства г-на Януковича, помогая союзникам свергнутого президента в создании политического блока, который выступал против новой прозападной администрации. Некоторые из его помощников ездили на Украину в этом году, и документы украинской компании не содержат никаких указаний на то, что г-н Манафорт официально распустил местное отделение своей фирмы Davis Manafort International, которым руководит его давний помощник Константин Килимник.
В прежнем офисе г-на Манафорта на улице Софиевской новые арендаторы сказали, что сделали несколько странных находок — по всей видимости, эти вещи были оставлены предыдущими арендаторами. Среди этих находок был рентгеновский снимок колена с именем г-на Януковича. Возможно, это был результат теннисных матчей между г-ном Манафортом и г-ном Януковичем, который публично жаловался на то, что боли в колене мешают ему играть.
Была еще одна вещь с автографом г-на Януковича: кусок белой бумаги со схематичным изображением Площади Независимости — места народного восстания 2014 года, в результате которого он лишился власти.