На прошлой неделе случилось событие, весьма примечательное для всего энергетического рынка. В ходе встречи президентов России и Турции в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган договорились возобновить реализацию проекта газопровода «Турецкий поток». Если это произойдет, то новая газовая труба не только свяжет две страны — Россию и Турцию, но и может изрядно изменить энергетический баланс сил в Европе и даже иметь серьезные политические последствия.
Московский ультиматум
«Турецкий поток» изначально замышлялся как газопровод, который должен пройти через Черное море и дальше по территории Турции до греческой границы, где предполагалось сделать хаб для распределения потоков российского газа в страны Европы. Впервые о проекте Москва заговорила в конце 2014 года, когда ей пришлось отказаться от аналогичного «Южного потока» (труба через Черное море до Болгарии).
«Южный поток» не удовлетворял Еврокомиссию, считающую, что он нарушает Третий энергетический пакет ЕС. В Евросоюзе к проекту «Турецкий поток» отношение изначально также было критическим.
Во-первых, Брюссель не хотел оставлять без немалых российских денег за транзит газа свою союзницу — Украину.
Во-вторых, ему очень не нравилось, что Москва фактически ультимативно диктует Старому Свету маршруты поставок своего «голубого топлива». Однако до серьезных разборок дело не дошло.
После того как осенью 2015 года российско-турецкие отношения обострились из-за сбитого российского истребителя Су-24, «Турецкий поток» был фактически заморожен. Анкара даже заявляла, что готова вообще обойтись без российского газа, несмотря на то, что поставки из России обеспечивают около 60% потребления республики.
Однако сейчас ситуация вновь кардинально изменилась: после улучшения отношений, произошедшего за последнее время, стороны вновь заговорили о реализации газопроводного проекта. Правда, пока в гораздо более скромном варианте, чем раньше. Изначально мощность трубы предполагалась на уровне 63 млрд кубометров (четыре ветки), как и у «Южного потока». По оценке Газпрома, затраты на прокладку этих четырех веток должны были составить 11,4 миллиарда евро. Сейчас же обсуждается строительство двух веток общей мощностью около 32 миллиарда кубометров. При этом в российском Минэнерго утверждают, что проект «Турецкий поток» уже подготовлен российской стороной к практической реализации: в РФ полностью готова инфраструктура для поставок газа в черноморскую магистраль, закуплены трубы для морской части, заключены контракты на строительство морской магистрали. Проект межправительственного соглашения российская сторона направила Анкаре еще до политического похолодания. За последние годы уточнилась конфигурация проекта: с четырех ниток по 900 км каждая он сократился до двух: для турецкого рынка и юга Европы. От границы с Турцией магистраль, как ожидается, продолжит проект ITGI Poseidon — через Грецию и Ионическое море на юг Италии.
Внимание, уточнения Москвы!
Российский министр энергетики Александр Новак уточнил, что строительство первой ветки газопровода, по которой будет поставляться газ для турецких потребителей, может завершиться во второй половине 2019 года. Но вот о второй ветке, по которой газ должен транзитом через Турцию идти в ЕС, по словам Новака, говорить пока рано.
Министр энергетики отметил, что для строительства второй ветки необходимо заручиться гарантиями Евросоюза и Еврокомиссии о том, что данная инфраструктура будет востребована и юго-восточные страны Европы будут получать необходимые объемы газа.
Примечательно, что параллельно Москва заявила на самом высшем уровне о своей готовности реализовывать казалось бы уже списанный в утиль «Южный поток». Во всяком случае, в начале августа Владимир Путин провел телефонный разговор с болгарским премьер-министром Бойко Борисовым, после чего председатель кабинета министров Болгарии заявил о возможности скорого возобновления проекта «Южный поток».
По его словам, стороны уже договорились о создании рабочих групп, которые займутся этим вопросом. Тут уместно напомнить, что именно Болгария — пусть и под давлением Еврокомиссии — запретила в 2014 году работы по «Южному потоку» на своей территории. При этом тогда уже было ясно, что отказ невыгоден в первую очередь самой Софии, так как она теряет доходы от транзита российского газа (на тот момент они оценивались примерно в 600 миллионов долларов в год) и около 3 миллиардов евро инвестиций в экономику страны, что означало создание более 6 тыс. рабочих мест. Теперь же, наученная горьким опытом Москва, прежде чем снова ввязываться в реализацию «Южного потока», хочет добиться, чтобы София предоставила ей железобетонные гарантии от лица Евросоюза. И не исключено, что гарантии будут предоставлены. Причем с подачи Еврокомиссии, так как на данный момент Брюссель, напротив, заинтересован именно в «Южном потоке» — ЕК не устраивает Турция в качестве страны-транзитера. Так вот хитро переплелись не только маршруты еще не построенных газопроводов, но и политические интересы задействованных в процессе сторон.
Азербайджанский фактор
С одной стороны, Азербайджан может наблюдать за всеми этими российско-европейскими энергетическими маневрами со стороны, ни во что не вмешиваясь. С другой, Баку может в результате оказаться главным выигравшим или проигравшим. Все дело в том, что амбициозные проекты российского Газпрома на европейском направлении конкурируют с альтернативными газовыми маршрутами, в которых как раз и задействован активно Азербайджан.
Напомним, в мае началось строительство Трансадриатического газопровода (ТАР) для поставок газа из Азербайджана в Европу. ТАР стоимостью 5,6 миллиардов евро — часть «Южного газового коридора», продолжение Трансанатолийского трубопровода. Магистраль длиной 878 км приведет в Европу азербайджанский газ с месторождения «Шах-Дениз» (вторая очередь), ее мощность на первом этапе составит 10 миллиарда кубометров.
При этом Еврокомиссия (ЕК) уже одобрила строительство ТАР, в отличие от его российских конкурентов, признав его соответствующим европейскому законодательству. Эксперты усматривают за этим далеко идущий стратегический ход, который в будущем способен перекроить энергетическую карту Старого Света. Речь идет ни много ни мало о постепенном замещении российского газа азербайджанским и другими альтернативными топливными поставками. Однако стоит признать, что буквально за последнюю пару недель ситуация для Баку поменялась не в лучшую сторону. Если раньше ТАР имел явное превосходство над запрещенным «Южным потоком» и замороженным «Турецким потоком», то теперь газовая конкуренция со стороны России на европейском направлении для Азербайджана возвращается.
Брюссель зеленый свет не включит
Однако стоит ли Азербайджану всерьез опасаться реализации «Турецкого потока»? Как нам представляется, пока еще волноваться рано — на пути российского проекта по-прежнему очень много серьезных препятствий. Прежде всего отметим, что негативная реакция Брюсселя на новые проекты Газпрома отнюдь не изменилась.
Европейский союз по-прежнему находится в состоянии политического противостояния с путинской Россией из-за украинских событий. Кроме того, ЕС, как и раньше, провозглашает своей целью снижение энергетической зависимости от Москвы. Поэтому зеленый свет перед «Турецким потоком» Брюссель явно включать не будет. Мало того, по данным агентства Reuters, заявления президентов России и Турции относительно возобновления проекта газопровода уже вызвали беспокойство в политических кругах Европейского союза.
Отмечается, что усиление позиций Москвы беспокоит дипломатические круги ЕС, представители которого опасаются, что «Турецкий поток» позволит обойти Украину в качестве транзитного маршрута для поставок газа в Европу, увеличив ее зависимость от российского Газпрома. При этом максимально дискредитировать проект «Турецкий поток» на глобальном газовом рынке теперь пытается не только Брюссель, но и София, у которой появился собственный «козырной» интерес в виде «Южного потока».
Многие аналитики считают, что европейцы под влиянием Болгарии могут попытаться торпедировать строительство второй ветки «Турецкого потока», например, заявляя, что гарантии востребованности российского газа будут предоставлены лишь для «Южного потока». В результате может сложиться такая парадоксальная ситуация, что газпромовские проекты будут конкурировать вовсе не с азербайджанским ТАР, а друг с другом.
Кроме того, не приходится сомневаться, что против российско-турецкого проекта активно выступит Украина, к которой ныне тоже в европейских столицах прислушиваются. Ведь если будут запущены «Турецкий поток» (даже одна ветка) вкупе, скажем, с другим газпромовским проектом «Северный поток-2» (в котором заинтересована Германия), то украинский транзит попросту обнулится.
Не случайно министр иностранных дел Украины Павел Климкин уже сделал заявление, что возобновление контактов России и Турции не ухудшит украинско-турецкие отношения, однако возобновление проекта «Турецкий поток» противоречит интересам не только украинского государства, но и всей Европы. Перескочить через все эти политические барьеры, возведенные Евросоюзом, «Турецкому потоку» легко и быстро явно не удастся. И пока это так, Азербайджан может не волноваться за европейский маршрут своего газа: он все равно останется фаворитом.