Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На Сахалине исчезает японская железная дорога, построенная в период, когда остров находился под суверенитетом Японии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Сахалине идут работы по увеличению колеи железной дороги. Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи была такой же, как у старой национальной железной дороги и нынешних линий JR, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу.

На Сахалине идут работы по увеличению колеи железной дороги. Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи была такой же, как у старой национальной железной дороги и нынешних линий JR, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу.

В середине июля в прибрежной зоне на юго-западе Сахалина шли ремонтные работы на железной дороге. Ширина колеи между вновь уложенными рельсами, как и прежде, составляет 1067 миллиметров. Однако снаружи оставили место для увеличения ширины колеи до российского стандарта, который составляет 1520 миллиметров.

«Мы остановим движение поездов на три месяца и расширим колею одним махом», — поясняет ответственный за строительство Евгений Кудряшов.

Работы начались в 2003 году. Общая длина железнодорожных путей составляет 806 километров, сейчас завершено более 70% работ, включая ремонт мостов и тоннелей. Реконструкцию планируют закончить в 2020 году.


Япония начала строить железную дорогу в южной части Сахалина в начале XX века. После Русско-японской войны остров перешел под суверенитет Японии. Железные дороги Сахалина строились в соответствии с японскими национальными стандартами. После Второй мировой войны Сахалин полностью отошел под контроль России, однако на острове по-прежнему использовались японские стандарты колеи и локомотивы.

СССР и в дальнейшем не менял ширину железнодорожных путей, увеличивая вместо этого их протяженность. По всей видимости, одна из причин заключается в надежности японского оборудования. «Тоннелям, которые строят россияне, сразу же необходим ремонт, а японские не разрушаются, несмотря на то, что они старые», — говорит сотрудник «Российских железных дорог» Леонид Хосияма. Бабушка Леонида — японка.

Однако ходовую часть вагонов нужно было менять на заводе в Холмске, откуда ходят паромы на Сахалин. Компания РЖД намерена перейти на использование вагонов российского производства. Было принято решение о полной модернизации с учетом повышения эффективности.

Применение D51; снегоуборочные машины еще на службе

Поезда японского производства, которые долгое время стояли на службе сахалинских железных дорог, практически исчезнут после 2020 года.

Станцию Южно-Сахалинск украшает японский паровоз D51, на котором написано «СССР».

По информации РЖД, такие паровозы, как С52 и 77, были реквизированы. На некоторые паровозы была нанесена красная звезда — коммунистический символ.

СССР экспортировал паровозы D51 сразу же после окончания Второй мировой войны. По информации журнала «Транспортные технологии» (выпуск от октября 1950 года), в 1948 году с СССР был подписан контракт на поставку 30 паровозов D51, 20 пассажирских вагонов и 310 грузовых. Общая сумма контракта составила 3,8 миллиона долларов. В архивах одного из производителей, компании «Хитати», есть информация о том, что контракт был подписан в соответствии с приказом главного командования.

Паровозы D51 перевозили грузовые и пассажирские составы до 1979 года. Юрий Порошков, работавший машинистом локомотива, отмечает: «Японские паровозы были надежнее американских, которые использовались в то же время. Я получал удовольствие, ведя состав по горной дороге». Однако японские паровозы постепенно вывели из эксплуатации после того, как в строй вошли дизельные локомотивы российского производства.

СССР продолжил импортировать вагоны из Японии. Дизель-поезд А1, приобретенный в 1960-е годы, проработал до 1994 года. В 1984 году были импортированы дизель-поезда Д-2. Из десяти составов (по четыре вагона) до сих пор работают два. На вагонах на английском языке написано «произведено компанией Fuji Heavy Industries». Тем не менее, по словам представителя информационного отдела этой компании, не осталось никаких записей о производстве, поэтому подробности неизвестны.

Примерно в 1993 году, после развала СССР, компания East Japan Railway безвозмездно передала России списанные дизель-поезда «Киха-58» в количестве 28 составов (по два вагона). Однако их вывели из эксплуатации в 2000 году.

Между тем, два снегоуборочных поезда, которые были произведены в 1920-е годы, до сих пор очищают от снега сахалинские железные дороги. РЖД высоко отзываются об этих поездах: они удобны в эксплуатации, поэтому заменить их нечем. По словам представителя российской компании, есть вероятность, что их продолжат использовать и после замены ходовой части в соответствии с российскими стандартами.