Иран и Россия — издавна страны-антагонисты и региональные конкуренты. На протяжении веков Москва и Тегеран периодически вступали в полосу противоречий и даже войн за территории, сферы влияния, транспортные коммуникации. Уже в новейший исторический период Тегеран планомерно проводил антисоветскую, а потом и антироссийскую политику.
И вот теперь российские бомбардировщики, чтобы бомбить позиции ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии, взлетают с иранского аэродрома Хамадан. Как утверждают политологи, это в корне меняет всю историческую конструкцию региона.
Россия же благодаря немалому влиянию Ирана в исламском мире, хочет обрести авторитет в соседних мусульманскими странах. К тому же сотрудничество с Ираном очень выгодно для РФ в экономическом плане. Главным направлением такого сотрудничества выступает ядерная сфера.
Вместе с тем некоторые эксперты не сомневаются, что несмотря ни на какие выгоды, тишь да гладь между Москвой и Тегераном продлятся недолго.
Политолог Зардушт Ализаде уверен, что это только сейчас, при определенных обстоятельствах, эти страны сблизились: ныне их объединяет один враг — Запад и неуемное желание сохранить режим Асада в Сирии.
«Как только Иран решит эти задачи, никаких российских самолетов там, естественно, не будет. Иран не та страна, чтобы долго терпеть на своей территории чужие военные базы. Да и Россия выигрывает только в тактическом плане и на союз с такими странами, как Иран, идет лишь по необходимости.
Что касается Ирана, то он ради своих интересов готов объединиться хоть с шайтаном, как назвал СССР имам Хомейни. Но это временный союз — эти страны и сейчас ничто, кроме Сирии, не объединяет. Это политика, и здесь возможны любые сценария», — сказал политолог haqqin.az.
А иранский специалист по вопросам Евразии и политики РФ иранский эксперт Джангир Керими отметил, что Иран начинает активную региональную политику на Кавказе. «Прошедшая недавно в Баку встреча трех лидеров показала, что Россия по-настоящему готова к сотрудничеству в ряде региональных вопросов. Все это подкрепляет доводы Ирана о том, что России следует относиться к нему как к равному партнеру. Мы хотим равного партнерства и наши интересы совпадают в сирийском вопросе, и поэтому Иран пошел на беспрецедентный шаг, допустив российские военные самолеты на свою территорию», — сказал он.
В принципе, правы оба эксперта. И Россия, и Иран поддерживают сегодня режим Башара Асада и называют себя близкими союзниками, но в своем стремлении поддерживать сирийского президента они руководствуются абсолютно разными мотивами, из-за чего их взаимодействие весьма ненадежно.
Иран поддерживает Асада потому, что хочет создать на Ближнем Востоке «Шиитский полумесяц». А в случае падения асадского режима в Сирии наверняка будет создано преимущественно суннитское правительство, поддерживаемое противниками Ирана — Саудовской Аравией и Катаром. Кроме того, в случае падения режима Асада Иран останется на Ближнем Востоке в изоляции. У России же в Сирии иной интерес, не менее серьезный: военно-морская база в Тартусе, долгосрочные контракты на поставку оружия и несколько новых союзников в регионе. Вмешавшись в сирийский конфликт, Россия руководствуется и совершенно другими геополитическими принципами. Она надеется создать многополярный мир, который противостоял бы господствующему влиянию Запада. Так что нынешний союз Ирана и России на самом деле вряд ли долговечен.