Напряженность вновь обострилась на окраине Европы, в одной из горячих точек, где любая искра может разжечь пламя войны. Крым, украинский полуостров в Черном море, который Россия присоединила в 2014 году, снова стал очагом опасной эскалации в отношениях между Москвой и Киевом. Российские власти утверждают, что сорвали две попытки совершения терактов на этой территории, обвиняя разведслужбу Украины в их подготовке и потворстве терроризму.
Киев это отрицает и со своей стороны указывает дестабилизирующие перемещения российских войск за пограничной чертой. Украинские власти опасаются, что Москва попытается воспользоваться любым инцидентом, чтобы расширить зону своего военного контроля в прилегающих к Крыму областях, учитывая то, что этот полуостров не имеет общей сухопутной границы с Россией, и водо- и электроснабжение осуществляет недружественный сосед.
Взаимные обвинения, включая угрозу разрыва дипотношений, вызвали рост напряженности еще в одном неспокойном регионе: Донбассе. С прошлого года восточные области Украины живут в состоянии напряженного ожидания. Их население составляет более 2,3 миллионов человек и по сути дела находится на военном положении: ежедневно вспыхивают бои, унося человеческие жизни, о которых никто не вспоминает.
Мировое сообщество очень обеспокоено вероятностью нарушения хрупкого перемирия, которое огромными усилиями удалось установить благодаря подписанию Минских соглашений при посредничестве Франции и Германии.
Перед ЕС стоит непростая задача. Чтобы не допустить эскалации боевых действий, ему необходимо усилить свое дипломатическое наступление, однако возможности для маневра у Брюсселя весьма ограничены. Поскольку аннексия Крыма была незаконной силовой акцией, которую мировое сообщество не признает, и в этой связи ввело в отношении Москвы различные санкции. ЕС также участвует в санкциях, но это снижает его возможность выступать в качестве посредника в отношениях с Россией. Но даже при необходимости остановить экспансионистские устремления Путина на территории Европы, не менее важно остановить нарастающие настроения, с которыми на Украине подходят к решению вопроса Донбасса.
В Верховной Раде Украины утверждают, что предоставление автономии этой территории равносильно тому, чтобы спустить штаны перед Кремлем, и прогнозируют, что это подорвет единство страны. Но если Киев зациклится на своих патриотических лозунгах вместо того, чтобы выполнять Минские соглашения, что только ведет к нагнетанию напряженности, то он может потерять еще и другие области. Так случалось всякий раз, когда Украина вступала в противостояние с Россией.
Характерный прецедент представляет собой Южная Осетия, республика в составе Грузии, которая де факто вышла из ее состава после войны этой страны с Россией в 2008 году. В итоге, подобные территории на неопределенное время оказываются в неопределенном юридическом статусе: в мире их никто не признает, они не развиваются, там процветает контрабанда, и обосновываются террористические организации. Чего меньше всего нужно Европе, так это еще одного очага напряженности на своих границах. Москва и Киев должны выполнять Минские договоренности ради общего блага.