Остался всего месяц до выборов в Госдуму. Российские власти радостно рапортуют о том, что подготовка к выборам идет честно и открыто, большинство населения с нетерпением их ожидает и в день голосования все пройдет без единой фальсификации. Иначе говоря, «Единая Россия», если верить соцопросам, вновь получит свое конституционное большинство. Однако в этом логическом ряду полностью соответствует истине только последняя фраза. Российская власть настолько не сомневается в своей победе, что сама думает уже не о парламентских, а о президентских выборах.
Предъявите вашу регистрацию!
Думская кампания вышла на финишную прямую. Власти отчитались о том, что регистрация кандидатов и партий прошла успешно — зарегистрировали практически всех, рапортуют они. Есть, конечно, отдельные лентяи — они не удосужились правильно и в срок оформить бумаги, их, мол, от участия в выборах и отстранили.
Итог таких проверок — впервые в российской новейшей политической истории с 1991 года ни один список, за который подписывались избиратели, зарегистрирован не был. Остались без регистрации и десятки кандидатов в депутаты, намеревавшихся баллотироваться по одномандатным округам.
Причем речь идет не только о пламенных оппозиционерах — без регистрации остались и вполне лояльные власти политики, которые просто не смогли договориться с кремлевской администрацией. Например, известный «патриот», член Совета по правам человека при президенте Максим Шевченко или бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Причем, по словам бывшего чиновника, из-за него была попутно практически разгромлена и «Партия пенсионеров».
Единственное светлое пятно — это так называемый «список Ходорковского», то есть проект «Открытые выборы», практически всех участников которого зарегистрировали. Правда, и в этом случае речь идет не о победе демократии. Прокремлевские политологи не скрывают, что произошло это лишь потому, что эти оппозиционеры никак не угрожают «Единой России».
Таким образом, очевидно, что власть готовит «честный и открытый» Единый день голосования 18 сентября. Все «лишние», кого Кремль считает недостаточно лояльными, отсеяны больше чем за месяц до выборов, а дальше соревнование будет идти между «очень верными» и «самыми верными».
Народ безмолвствует
Что касается электората, то он на происходящее внимания вообще не обращает. Если какие-то выборы его и интересуют, то разве что выборы президента США. Фонд «Общественное мнение» в результате лобового опроса, конечно, рапортует, что уже около 80 процентов россиян полностью или частично осведомлены, что в сентябре страна будет выбирать нижнюю палату парламента.
Однако данные более тонкого исследования, проведенного более независимым от властей «Левада-центром», показали, что только 30 процентов россиян интересуются и обсуждают предстоящие думские выборы. Для сравнения, в 2011 году предстоящие выборы интересовали 51 процент избирателей. Однако все мы помним, какими протестами против итогов голосования все закончилось.
Кремлю явно не хочется повторения этой истории. Именно поэтому на этот раз он старается превратить избирательный процесс практически в виртуальную процедуру. Пусть избиратели будут настолько отчуждены от выборов, чтобы только строгий вопрос социолога «Знаете ли вы, что в сентябре 2016 года в России пройдут выборы в Госдуму?» — заставил человека напрячься и рявкнуть: «Знаю!». А про себя, вероятнее всего, добавить: «И отстаньте от меня, ведь от нас, как обычно, ничего не зависит, а все политики — сволочи».
Ну а на случай возможных неожиданностей, Кремль, как выражаются некоторые знакомые политтехнологи, еще и старательно «сушит явку». Так что его усилиями активных избирателей на сентябрьские выборы придет совсем немного. Остальные придут строем — и проголосуют как роботы, зная, что участвуют в выборах, но без всякого интереса к этой бессмысленной, с точки зрения значительной части населения, процедуре. А абсолютно объективный и честный Центризбирком во главе с Эллой Памфиловой, который несколько месяцев закрывал глаза на то, как с выборов снимают нелояльных Кремлю кандидатов, честно и непредвзято подсчитает результаты выборов с заранее известным результатом.