Лондон, Киев — На беспокойном востоке Украины гремят артиллерийские залпы, а международные наблюдатели каждый вечер фиксируют десятки разрывов снарядов. Договоренность о прекращение огня между Киевом и поддерживаемыми Россией сепаратистами выполняется плохо.
Признаки интенсификации вооруженного конфликта начали появляться в июле, а Украина и ее западные союзники наблюдают за более тревожными событиями — речь идет о наращивании российских обычных вооружений в Крыму, а также вдоль общей границы двух государств.
Россия разместила воинские подразделения с тысячами солдат к северу от Брянска, к востоку от Ростова, на юге Крыма и на западе Приднестровья — сепаратистского региона Молдавии. Есть признаки того, что русские готовятся к боевым действиям. На прошлой неделе жители Крыма стали размещать сообщения о появлении большого количества артиллерии и танков на севере полуострова и в пределах досягаемости Украины. Интернет там был временно отключен.
Разведывательные службы Украины сообщают о том, что российский полк противовоздушной обороны прикомандирован к сепаратистским силам на Донбассе. Там вновь появились зенитно-ракетные комплексы «Бук», с помощью которых в июле 2014 года был сбит самолет Малазийских авиалиний MH17, и все находившиеся на его борту 298 пассажиров погибли.
На появившейся в интернете фотографии, сделанной утром во вторник на железнодорожном вокзале в Иловайске и подтвержденной военными аналитиками в беседе с ними во время работы над этой статьей, можно видеть стоящий на путях состав, груженый тяжелыми российскими танками.
«Подготовка к вооруженному конфликту между Россией и Украиной с использованием обычных вооружений ведется ускоренными темпами, и вероятность начала открытого вооруженного столкновения быстро возрастает», — подчеркнули в прошлый четверг эксперты Института изучения войны (Institute for the Study of War), американской исследовательской организации. В понедельник, судя по всему, был сделан еще один шаг в этом направлении. Сергей Лавров, российский министр иностранных дел, подчеркнул, что принимаются «исчерпывающие меры» в отношении Киева в ответ на то, что Россия называет попыткой террористической атаки со стороны Министерства обороны Украины.
«Это весьма ясные сигналы со стороны России, которые свидетельствуют о том, что она хочет эскалации и изменения границ, — отмечает Кэтлин Вайнбергер (Kathleen Weinberger), эксперт по России и Украине Института изучения войны. — Мы видим сообщения о крупных военных конвоях, направляющихся в контролируемые сепаратистами районы, российские войска перебрасываются к границе и, кроме того, значительное количество военно-морского оборудования размещается в Черном море — включая некоторые наиболее современные подводные лодки, несущие на борту очень мощные крылатые ракеты для поражения наземных целей».
Однако г-жа Вайнбергер добавляет: «Многие подобного рода вещи продолжают оставаться неизвестными. Россия показывает нам очень откровенные и угрожающие 20%, однако 80% из того, что делают русские, остается скрытым».
Такого рода неопределенность играет на руку России, подчеркивает г-жа Вайнбергер. Тогда как реальное вторжение, возможно, будет не в ее пользу.
«Я не ожидаю полномасштабного военного вторжения в настоящий момент, поскольку потери со стороны Путина будут большими, а победа отнюдь не гарантирована, — подчеркивает генерал-лейтенант Игорь Романенко, бывший заместитель начальника украинского Генерального штаба. — Он пытается добиться уступок со стороны международных лидеров, в первую очередь облегчение режима санкций, и, кроме того, он хочет заставить Украину принять Минские соглашения в его интерпретации».
Россия хочет, чтобы выборы на Донбассе были проведены до любого соглашения о прекращении огня — подобный шаг, вероятно, укрепит полуавтономию этого региона и фатально ослабит способность Киева противостоять Москве в политической области.
Реализация этого плана задерживается на несколько месяцев. «(Путин) недоволен сложившейся ситуацией, — отмечает генерал-лейтенант Романенко. — Он понимает, что с течением времени ситуация становится все хуже для реализации его долгосрочных планов в отношении Украины и России… Поэтому в настоящий момент он пытается изменить ситуацию в свою пользу».
Наращивание Россией военной мощи неслучайно происходит накануне саммита группы G20, который будет проходить 4 сентября и на котором Владимир Путин, российский президент, неизбежно встретится для обсуждения Украины с немецким канцлером Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, отмечает украинский генерал-лейтенант.
Россия то повышает, то понижает напряженность в этом регионе — так она поступала и в прошлом, — и все это делается накануне следующего раунда дипломатических переговоров, подчеркивает высокопоставленный представитель разведки одной из европейских стран. По его мнению, бряцание оружием направлено на то, чтобы получить возможность интерпретировать Минские соглашения в пользу России.
Хотя такого рода замысел может не включать в себя открытого захвата земли, он не исключает серьезного военного конфликта — многие аналитики из разведывательных ведомств, на самом деле, полагают, что его реализация будет зависеть от применения силы.
«Я думаю, что скоро мы увидим контролируемую эскалацию по всей линии контакта — более интенсивные обстрелы, больше случаев применения силы и больше вооруженных столкновений, — подчеркивает Алекс Кокшаров (Alex Kokcharov) эксперт в области страновых рисков компании HIS Markit. — Если сепаратисты захватят дополнительные территории, то в политическом отношении это плохо скажется на позиции России на переговорах, однако провоцирование Украины на силовые действия без обязательного участия в них — такой вариант может быть выгоден для Москвы… поскольку она хочет представить Киев как ненадежного партнера и ослабить его поддержку на Западе».
Количество потерь уже находится на самом высоком уровне с августа прошлого года. И число пострадавших, вероятно, будет увеличиваться. Россия, возможно, попытается использовать свои зенитно-ракетные установки или объявит о введении бесполетной зоны для того, чтобы побудить Киева к началу боевых действий. 25-я годовщина независимости Украины, которая будет отмечаться 24 августа, может представлять собой значимый и символический момент для начала боевых действий, считает Кокшаров. «В таком случае у Путина будет 10 дней до начала саммита G20», и этого времени будет достаточно для того, чтобы сделать ситуацию неудобной для запада, добавляет он.
Усталость среди европейских государств по поводу Украины уже весьма заметна. Г-н Путин, возможно, делает ставку на то, что с помощью дополнительного применения силы — и спровоцированного, гневного ответ Украины — он сможет расколоть их ряды и переформатировать Минский протокол в свою пользу.