Один из вопросов, которые последние 45 дней чаще всего задают все, кому не безразлично будущее Турции и кто хочет дать трезвые прогнозы, заключается в следующем: что принесет сближение Турции и России?
Тема обширная. Но мы ее сузим до энергетического измерения.
Из заявлений, прозвучавших на совместной пресс-конференции президента Реджепа Тайипа Эрдогана и российского лидера Владимира Путина по итогам их переговоров на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, возник сигнал: реализация проектов газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккую» ускорится.
В последующие дни пришли новости о том, что проекту АЭС «Аккую» будет присвоен статус «стратегической инвестиции».
Но о проекте «Турецкий поток» этого сказано не было.
Мы не можем знать точную причину, но можем поразмышлять, обратив внимание на разницу между проектами. АЭС «Аккую» — это объект, который будет создан и будет эксплуатироваться полностью на территории Турции.
При этом значительная часть «Турецкого потока» будет находиться за пределами территориальных вод и исключительной экономической зоны Турции. Кроме того, решение вопроса собственности в «Турецком потоке» может потребовать более сложных процедур.
Но если «Аккую» будет предоставлен статус «стратегической инвестиции», то присвоение такого же статуса проекту «Турецкий поток» тоже может прийтись кстати. По крайней мере, это можно сделать для той части проекта, которая будет находиться в юрисдикции Турции.
Более того, это измерение вопроса можно сохранять за столом переговоров с другим партнером проекта — Россией (Газпромом).
Ожидать, что АЭС «Аккую» даст Турции пространство для маневра в торгово-энергетической сфере, сложно, не говоря уже о рисках безопасности. Более того, не нужно быть прорицателем, чтобы видеть, что гарантия покупки производимой электроэнергии, которую дает Турция, фактически осложнит реализацию принципа свободы в торговле электроэнергией.
В то время как спотовые цены на электроэнергию сейчас держатся на уровне 150 турецких лир/МВтч, и в ближайшее время не ожидается их повышения, то для АЭС придется гарантировать покупку электроэнергии за цену почти в три раза выше, чем эта.
Тем не менее, «Турецкий поток», который минует Украину, не только устранит тревоги по поводу возможного прекращения газовых поставок в зимние месяцы, но и, если удастся договориться с Россией, сможет обеспечить Турции пространство для маневра в торговле газом. Конечно, все эти вопросы необходимо решать за столом переговоров. Важно настроить все антенны на нужную волну и не обходить вниманием ни одной возможности для маневрирования.