Отставка Сергея Иванова, близкого друга Путина на протяжении 40 лет, означает, вероятно, что в России наступают новые времена.
В прошлую пятницу Владимир Путин — к большому удивлению подавляющего большинства — отправил в отставку Сергея Иванова, могущественного главу своей администрации и, само собой разумеется, члена Совета национальной безопасности. Иванов следовал за Путиным, как тень, он был его близким другом еще с тех пор, когда обоим было чуть больше 20-ти лет, и оба они работали в КГБ в тогдашнем Ленинграде. Сами собой напрашиваются совершенно очевидные вопросы: почему именно близкий друг Иванов? И почему именно сейчас?
Короткий ответ на первый вопрос заключается в том, что Путин больше не видит для себя пользы в общении с бывшими однокашниками по школе КГБ, такими, как Иванов. Они получили слишком много власти и, благодаря своей продолжительной службе в Путинском государстве, создали собственную базу власти, как, например, Игорь Сечин, глава наиболее близкого Путину круга. Сечин — председатель правления нефтяной компании «Роснефть», которая сделала его сказочно богатым. Короткий ответ на второй вопрос такой: Иванов отправлен в отставку именно сейчас, потому что Россия вступает в еще более сложный период, когда экономика не растет, а в сентябре парламентские выборы и, возможно, досрочные президентские выборы — раньше, чем в марте 2018 года. Путину нужно показать свою решительность. Сейчас.
Он всегда так поступал. Когда Путина избрали президентом в первый раз, в марте 2000 года, он выбрал загадочный лозунг — «План Путина». Он туманно говорил о более эффективном управлении, но деталей избегал. Избиратели могли обо всем только догадываться, когда Путин был избран с солидным перевесом голосов 16 лет тому назад. Но вскоре они получили ответ. План А Путина означал, что надо было сильнее натянуть вожжи — сильнее, чем это делал его предшественник Борис Ельцин. Сначала Путин поставил под контроль прессу. Потом установил контроль над немыслимо богатыми олигархами, которые сделали себе состояние на разворовывании принадлежавшей государству промышленности во времена приватизации. А потом он заткнул рот национальному собранию, Думе. Решающую победу в этом процессе обеспечила поддержка его ближайших соратников из разведки и вооруженных сил, силовых структур. Их стали называть силовиками, от слова «сила», и Сергей Иванов был среди них самым могущественным. Он дольше всех и ближе всех дружил с Путиным.
12 лет спустя пришло время плана В. Технократ Дмитрий Медведев получил возможность попробовать свои силы в качестве президента в течение четырех лет; он попытался осуществить программу экономических реформ, предусматривающую большую открытость в экономике и политике. Идея гласности жестоко разбилась о махинации на выборах в парламент в декабре 2011 года. Сотни тысяч людей вышли в Москве на демонстрацию против нарушений на выборах. И когда Путин снова стал президентом, в марте 2012 года, это стало результатом выборов, в ходе которых ему пришлось бороться с организованной оппозицией. Поскольку Путин заткнул рот национальному собранию, у этой оппозиции не было лидера, но это была оппозиция, требующая демократических реформ.
Поэтому путинский план В заключался в том, чтобы задавить эту оппозицию всеми возможными средствами. Вскоре появилось новое законодательство, согласно которому организации, получающие поддержку из-за границы, были обязаны именовать себя «иностранными агентами». Новый закон, который запрещал оскорбляющее достоинство поведение, был использован для того, чтобы осудить женщин из Pussy Riot. Потом появился еще целый ряд законов, сделавших критику режима еще более проблематичной. А зимой этого года деятельность, направленная на то, чтобы оградить себя от критики и критиков, увенчалась созданием Национальной гвардии, сил безопасности численностью в 400 тысяч солдат, которые подчиняются непосредственно Путину.
План С появился не сразу. Похоже, он заключается в замене путинского поколения российской элиты, тех, кто вместе с Путиным пришел в 2000-е как «свежая кровь». Те, кому слегка за 60, будут меняться на тех, кому слегка за 40, кто не сможет использовать свои личные близкие отношения с Путиным для того, чтобы осуществлять власть и обогащаться, что делали силовики. Молодые совершенно лояльны по отношению к Путину, и у них нет собственной базы власти.
«Эпоха коллективного руководства среди Путинских друзей подошла к концу», — говорит политолог, связанный с Университетом в Оксфорде, Владимир Пастухов.
Речь идет о контроле. Учитывая сегодняшние цены на нефть, в 2017 году придется пойти на радикальные сокращения, и уже сейчас ведутся спекуляции на тему, не захочет ли Путин ускорить президентские выборы, чтобы иметь свежий мандат доверия народа, когда начнутся ограничения. Тогда ему понадобятся лояльные адъютанты, которые не задают вопросы, но выполняют приказы. Вероятно, чистки предвещают именно это, а начались они с того, что другой близкий друг, король железных дорог Владимир Якунин, получил отставку в феврале. Пока кульминацией этих чисток стала отставка Сергея Иванова; делаются предположения о том, не будет ли следующим Игорь Сечин.