Челночная торговля важна для Стамбула. Важна для турецкой экономики.
Все, кто приезжает из стран, традиционно участвующих в челночном бизнесе, останавливаются в гостиницах Стамбула. Остаются на какое-то время. Делают покупки. С огромными пакетами купленных товаров самолетом летят в свои страны. Через некоторое время приезжают снова. Опять останавливаются в гостиницах. Опять делают покупки.
Коммерция вносит в рынок свежую струю, обеспечивает экономику валютными доходами.
Когда снизилось число иностранцев, прибывающих из России и стран Содружества Независимых Государств, челночная торговля замедлилась.
По словам главы Ассоциации промышленников и предпринимателей Лалели, челночная торговля упала почти на 60%.
Лалели — торговый район Стамбула, где челночный бизнес наиболее интенсивен.
После снижения числа посетителей из России и стран СНГ, что стало главной причиной уменьшения объема торговых операций, важнейшими клиентами на рынке Лалели стали африканцы. Ожидается, что достигшая 12% доля африканцев в общем объеме торговых сделок увеличится до 25%.
Еще один важный центр челночного бизнеса в Стамбуле, кроме Лалели, — район Капалычарши.
Челночная торговля важна
Товары, перевозимые участниками челночной торговли, и предметы ручной клади, предназначенные для личного пользования, — это разные вещи.
В ручную кладь иностранных туристов, как правило, входят товары, которые они купили и увозят с собой, не преследуя коммерческих целей. Каждый иностранец приобретает хоть что-нибудь незначительное в стране, которую посещает. Покупают синие бусины, оберегающие от «сглаза», покупают рахат-лукум… Богатые иностранцы покупают кольца, покупают ковры… Все это они приобретают для себя.
Однако челночная торговля — это все товары, вывозимые из Турции с коммерческими целями и не находящие отражение в официальной статистике экспорта.
При этом в показателях челночной торговли учитываются товары, покупаемые российскими туристами в Лалели, а также продукция, которую приобретают иностранцы, приезжая за покупками, например, в Газиантеп, Килис, Эдирне.
Увеличивает наши доходы
Центробанк, наблюдая за статистикой челночной торговли с 1996 года, приобщает эти цифры к нашим доходам от экспорта.
В 2014 году вклад челночной торговли составлял 8,6 миллиарда долларов. В 2015 году этот показатель снизился до 5,5 миллиарда.
В первые шесть месяцев 2015 года доход от челночной торговли составил 2,7 миллиарда долларов, а в первой половине 2016 года — 2,5 миллиарда.
В масштабах страны челночная торговля приносит порядка 400 миллионов долларов в месяц. Нормализация отношений с Россией даст возможность существенно увеличить челночный бизнес.
Торговцы в Лалели и Капалычарши отмечают, что подвижки в этом направлении начались уже сейчас.
Тенденция оживления на рынке показывает, что в этом году доход от челночной торговли может составить по меньшей мере 5 миллиардов долларов.
Путем челночной торговли за границу вывозят в основном предметы одежды. Челночная торговля вызывает блаженство на лицах как текстильных промышленников, так и торговцев, вовлеченных в этот бизнес. Кроме того, она повышает наши валютные доходы.