Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Объем российско-японской торговли сокращается — очарование Японией растет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Находящихся под экономическими санкциями россиян пьянит небольшая экзотика, которую можно встретить у себя на родине. В этом смысле банка «Балтики» с иероглифами на этикетке, изготовленная для японского рынка, идеальна для России. Русские не знают разочарований, и сейчас, когда у них стало меньше возможностей для поездок за границу, они создают зарубежную атмосферу у себя дома.

С прошлого года наибольшее беспокойство у людей, связанных с российско-японской торговлей, вызывает сокращение ее объемов, в частности уменьшение экспорта из Японии. Что касается автомобилей, на которые приходится большая часть экспорта, то с 2014 года наблюдается ежегодное уменьшение объемов поставок.

В особенности это касается экспорта б/у автомобилей, который можно назвать катастрофичным. Многие экспортные компании прекращают свою деятельность.

Между тем нас беспокоят более глубокие проблемы.

Если главная причина заключается в экономических санкциях, то российская экономика восстановится, если отменить эти санкции. Тем не менее западные экономические санкции, введенные летом 2014 года, и ответные меры России, которые состоят в ограничениях на импорт, меняют промышленную структуру России.

Промышленная структура России быстро меняется

Например, с 2014 года бывшее при смерти российское машиностроение начало просыпаться от долгого сна. Увеличилось количество предприятий.

Можно сказать, что возрождение состоялось благодаря необходимости импортозамещения: для управления государством нельзя прерывать поставки производственного оборудования и запчастей, поэтому пришлось налаживать собственное производство.

В мае этого года прошла выставка металлообрабатывающего оборудования, в которой приняло участие рекордное количество российских компаний.


Что касается представленного оборудования, то сложилось впечатление возврата во времена СССР: многие компании выдавали архаичные станки за новую технику. С точки зрения развития технологий посмотреть было практически не на что. Тем не менее возрождение независимости имеет огромное психологическое значение. Если промышленность будет развиваться такими же темпами, то в скором времени российские предприятия смогут производить оборудование уровня передовых западных стран.

Тех, кто связан с российско-японской торговлей, беспокоит следующее.

Если Россия будет в большом количестве производить продукцию, сравнимую с западными образцами, то экспорт из Японии сократится. Также велика вероятность того, что снизится необходимость локального производства.

Многие боятся того, что в результате очарование и интерес россиян к Западу снизится; произойдет удаление от западных стран.

Ежегодно Управление по туризму японского правительства публикует отчет по количеству иностранных туристов, посетивших Японию. Проанализировав рейтинг первых 20-ти стран, я обратил внимание на определенную тенденцию, связанную с Россией.

В 2015 году, когда количество иностранных туристов, побывавших в Японии, выросло по всем странам, только российский показатель снизился. Сравним цифры.

Рекордное количество иностранных туристов; Россия — исключение

2008 год: 66 270 (самый крупный показатель за всю историю)
2011 год: 33 793
2012 год: 50 176
2013 год: 60 502
2014 год: 64 077
2015 год: 54 400
2016 год: 25 400 (в период с января по июнь)

Экономические санкции были введены летом 2014 года. Их последствия проявились в 2015 году. В первой половине 2016 года было зафиксировано 25 400 туристов. Если такой поток сохранится до конца года, то количество туристов достигнет максимум 50 тысяч.

То есть на фоне рекордного количества иностранных туристов только российские показатели продолжают сокращаться.

© AP Photo / Shizuo KambayashiКитайские туристы в торговом районе Гиндза в Токио
Китайские туристы в торговом районе Гиндза в Токио


Управление японского правительства по туризму так комментирует эту ситуацию:

«Основная причина заключается в западных экономических санкциях и падении цен на нефть. Строго говоря, влияют 1) падение курса рубля по отношению к йене, 2) российский экономический кризис в целом. Следовательно, если эти факторы исчезнут, количество российских туристов вновь вырастет».

Хочу проанализировать эти комментарии.

Во-первых, курс рубля по отношению к йене.

До лета 2014 года один рубль равнялся трем йенам. С июля 2014 года, когда были введены западные санкции из-за крушения малайзийского «Боинга» над Украиной, курс рубля по отношению к йене начинает быстро снижаться.

В настоящее время он составляет 1,6 йены за один рубль. То есть с начала 2014 года он снизился вдвое. Дешевый рубль отражается на всем: проезде, проживании в Японии, подарках и так далее. В результате количество туристов сократилось на целых десять тысяч человек.

Во-вторых, кризис российской экономики. По моему мнению, о нем нельзя делать однозначные выводы. Если прочувствовать российскую экономику на месте, то экономический климат не так уж плох. Есть даже компании, которые планируют расширяться.

На днях у меня состоялся разговор с одним из представителей московского отделения японского банка. Большое количество российских компаний делает заявки на кредит. По его словам, в этом году было очень много работы. Мне показалось, что реальное положение российской экономики не соответствует сообщениям западных СМИ.

Сейчас центр Москвы реконструируют в рамках трехлетнего проекта «Моя улица», поэтому ситуация близка к хаосу. Деньги на этот проект в полном объеме выделяет администрация Москвы.

Российские газеты сообщают, что москвичи сомневаются в необходимости проведения таких работ, поскольку улицы уже несколько раз затапливало после серьезных ливней.

Выдающийся проект гражданского строительства

Тем не менее нельзя сказать, что этот способ эффективен для того, чтобы покрыть минусы от сокращения экономических масштабов в результате западных санкций. Что касается огромных расходов — за три года они превысят 90 миллиардов рублей, — то, по слухам, эта сумма составляет всего 1,5% от общего бюджета Москвы.


Наблюдая за этой реконструкцией, горожане отмечают удовлетворительное финансовое состояние города. С этой точки зрения этот проект даже можно назвать выдающимся.

Заполняемость элитных ресторанов и количество такси также не позволяют обнаружить проявления экономического кризиса.

В начале статьи я коснулся темы возобновления производства машинного оборудования. Если обобщить, то это касается всей промышленности в целом. В особенности это касается пищевой промышленности с учетом запрета на импорт скоропортящихся товаров и различной продукции для гурманов.

В прошлой статье под названием «№ 1 в мире: как российская говядина стала вкусной из-за санкций» я привел пример российского производства продуктов для гурманов. В настоящее время россияне увлечены идеей получения импортного вкуса в российских условиях.

При этом мне кажется, что сейчас их интерес обращен не только в сторону таких традиционных врагов, как Европа и США, но и в сторону Азии, а в особенности Японии.

На днях в Москве под эгидой «Японского центра» прошла встреча молодых российских предпринимателей с японцами, проживающими в России. С российской стороны участников подбирали выпускники президентской программы.

Президентская программа подготовки управленческих кадров стартовала в 1998 году по инициативе администрации президента России. Цель программы состоит в обучении менеджменту бизнесменов до 40 лет.

Ученики слушают лекции в России и проходят практику в западных странах. Таким образом они приобретают теоретические и практические знания.

Среди молодых бизнесменов, принимавших участие в этой программе, есть те, кто открывает свой бизнес, или же становится топ-менеджером в сторонней компании.

Япония приняла четыре тысячи человек

Те, кто оканчивает курс с выдающимися показателями, получают работу в администрации президента. Оцениваются качество и усердие участников. Через «Японский центр» правительство Японии приняло более четырех тысяч участников программы.

Люди, прошедшие стажировку в Японии, в России применяют на практике идеи, полученные в Японии. Упомянутая выше встреча — это первый шанс представить японцам российские идеи.

В тот день Анатолий из Чебоксар показал мне свою продукцию. Он занимается разработкой растительной пищи, в особенности соевой продукции. Во время стажировки в Японии он осмотрел различные точки продажи тофу.

Анатолий разработал продукт, который называется «тофу», но в котором практически отсутствует влага, в силу чего он напоминает прессованный творог.

Он обратил внимание на то, что в японских магазинах продается только желеподобный тофу с большим содержанием влаги. Ему пришла идея, что если из тофу убрать влагу, увеличив срок годности, то подобный продукт будет пользоваться спросом в России.

В России прессованный творог, изготовленный из молока, входит в обычный рацион питания. Многие женщины даже обедают только таким творогом, поэтому он хочет предложить тофу тем людям, у кого есть аллергия на молочную продукцию.

На вкус и по ощущениям этот тофу не отличается от прессованного творога. Анатолий экспериментирует, добавляя сухофрукты и варенье.

Представлю еще один пример. Для того чтобы экспортировать товары в Японию, необходимо, чтобы этикетка была на японском языке. Компания «Балтика» изготовила экспериментальную банку с надписями на японском языке.

К сожалению, этот вариант дизайна использовать не стали, однако меня впечатляет то, что даже такие крупные компании, как лидер российского рынка «Балтика», не забывают о восточном направлении, в частности о Японии. Кстати, я вдохновил г-на «А», который занимался этим вопросом, на это дело.

При этом огорчает то, что в японском языке допускают ошибки. Перевод был сделан без привлечения специалистов по японскому языку, что характерно для России, где не всегда уделяют внимание мелочам.

Изобретение иероглифов, которые японцы не могут распознать

В России иероглифы считаются популярным видом графического искусства. Иероглифы и катакана нередко наносят на футболки или используют в дизайне. Есть даже иероглифы, придуманные в России, которые японцы распознать не могут.

Короче говоря, находящихся под экономическими санкциями россиян пьянит небольшая экзотика, которую можно встретить у себя на родине.

В этом смысле банка «Балтики», изготовленная для японского рынка, идеально вписалась бы в России.

В этой статье я не делаю никаких выводов. Скажу лишь одно: русские не знают разочарований. Они всегда следуют за своей мечтой.

Сейчас у россиян стало меньше возможностей для зарубежных поездок. Вместо этого они создают зарубежную атмосферу у себя дома. Это касается и экзотических продуктов. Многим компаниям удается в определенной степени удовлетворить требования потребителей.

Некоторые держат курс на Восток, пытаясь создать товары с японским уклоном.

Тем не менее если эта тенденция окрепнет, то прогнозы Управления по туризму японского правительства могут оказаться неверными. Другими словами, когда будут отменены экономические санкции, увеличится ли количество российских туристов в Японии?

К тому времени россияне уже привыкнут к японским продуктам, которые будут изготавливаться на российском оборудовании. Возможно, им уже будет неинтересно ездить за рубеж.

Меня беспокоит то, что в результате будут сокращаться объемы торговли с другими государствами, включая Японию.