Открытие на этой неделе первого в полумиллионном Томске ресторана быстрого питания «Макдоналдс» вызвало неслыханный ажиотаж, который в соцсетях сравнили с тем, что сопровождал открытие его первого советского собрата в Москве более 26 лет назад. Что же случилось?
Как говорят очевидцы, в очереди на открытие люди проводили по два часа.
Томская «Ассоциация силовых видов спорта» решила не проходить мимо и устроила показательные выступления рядом с новой точкой общепита.
Это двенадцатый по счету «Макдоналдс» в Сибири, открытый как франчайзинг. Как сообщает администрация этой сети быстрого питания, в томском ресторане 110 посадочных мест, плюс 40 мест на летней площадке.
Первый раз в Томске заговорили об открытии заведения одного из мировых лидеров фастфуда еще в 2013 году, однако тогда жители начали протестовать против выбранного для него места.
Теперь некоторые томичи вспомнили, что на открытии в городе первого KFC в апреле 2014 года было примерно так же.
Открытие первого — тогда еще советского — ресторана «Макдоналдс» на Пушкинской площади состоялось 31 января 1990 года.
Длиннющая очередь выстроилась задолго до открытия. В тот день заведение обслужило около 30 тысяч человек — примерно в два раза больше, чем рассчитывал тогда менеджмент.
Похоже, однако, что с длинными очередями сталкиваются все заведения этой сети, открываемые в России.
Что такое «макдоналдизация»?
Профессор кафедры социальной философии философского факультета МГУ Андрей Ашкеров считает, что в очереди при открытии ресторана нет ничего удивительного.
«Тут много факторов, они довольно противоречивые. Первый фактор — воля к глобализации, которую политики и теоретики пытаются отрицать, а она есть. «Макдоналдс» — символ глобализации, самый хрестоматийный и навязчивый; неслучайно саму глобализацию часто называют «макдоналдизацией».
«Примечательно, что началась она [не так давно], а кажется, будто существовала всегда, то есть мы не можем представить себе мир без „Макдоналдса“, поэтому очередь в Томске — это дань тому, что люди хотят себя почувствовать частью большого мира, особенно когда с точки зрения внутренней и внешней политики взят курс на изоляционизм, с одной стороны — обидчивый, с другой — агрессивный».
«Но это не единственная подоплека очереди: есть большой запрос на проявление социальной солидарности и на то, чтобы эти проявления были в руках самих людей, чтобы эти поводы не спускались сверху по разнарядке в виде спортивных проектов или сезонных политических акций. Этот запрос на солидарность может реализовываться очень по-разному», — заметил профессор в беседе с Русской службой Би-би-си.
Кроме того, как отмечает Ашкеров, очереди при открытии новых ресторанов могут быть продолжением советской традиции очередей.
«Важный момент — речь идет именно об очереди: относительно новый элемент масскультовой реальности — этот самый „Макдоналдс“ — взбудоражил какие-то слои исторической памяти, связанные с тем, что люди стояли в очередях. Очередь была символом коллективизма, не меньшим, чем коммуналка».
«На уровне повседневных практик люди ощущали эту скученность, возможность касаний друг друга, когда они превращались в человеческую реку, куда-то стремившуюся, — это очень глубоко сидит в социальном бессознательном. Эта форма, искусственно порожденная, приучила людей к тому, что бедность — это хорошо, поскольку где стесненность, там и бедность».
«Тем не менее, люди к этому привыкли и с такой стесненностью ассоциируют возможность коллективного действия, а не с актами протеста — перфомансами, флешмобами. Очередь одновременно является отечественной формой флешмоба, каковой были и демонстрации — очень зарегламентированные, по сути дела: куда свернуть, куда идти, куда не сворачивать. Вернувшись в форме толпы, собравшейся в „Макдоналдс“, эта очередь стала нового вида демонстрацией в необычной форме», — резюмирует философ.
Крупный работодатель
«Макдоналдс» на московской Пушкинской площади стал первым из этой сети ресторанов, открытых в России. Он появился в 1990 году.
«Мне подростком даже казалось, что никогда страну не наполнят едой. Цены [в „Макдоналдс“] были очень высокими, поход туда — праздник. Мне очень нравилось. Сейчас забегаю туда иногда перекусить, цены для меня низки, от их еды совершенно не поправляюсь и чувствую себя хорошо», — писал посетитель первого российского ресторана сети на Пушкинской на форуме Русской службы Би-би-си на 20-летнем юбилее.
Свой первый ресторан братья Макдоналды открыли в Калифорнии еще в 1940 году. В 1967 компания открыла первую точку за пределами США — в канадском Ричмонде — и далее становилась все более интернациональной.
Экоактивисты и диетологи регулярно критикуют продукцию компании за ее возможное негативное влияние на здоровье человека.
Сторонники корпорации указывают, что она дает работу сотням тысяч людей во всем мире.
В России в настоящее время функционирует около 500 ресторанов «Макдоналдс», в них работают в общей сложности 40 тысяч человек.