В прошлом месяце на городском рынке Намангана произошел взрыв, были слышны автоматные очереди, и был сожжен автобус. Разгневанная толпа под предводительством двух молодых людей — Тахира и Джумы — с криками «Аллаху акбар» призывала расправиться с местной властью.
Многие жители этого города в узбекской части Ферганской долины были шокированы происходящим. Такого здесь не случалось на протяжении десятилетий. Но все оказалось не вспышкой народного гнева, а съемками художественного фильма «Священное желание». В ленте рассказывается о произошедших несколько десятков лет назад событиях и жизни боевиков-исламистов Тахира Юлдашева и Джумы Намангани.
Данный проект является частью проводимой узбекскими властями кампании по производству поучительных кинематографических произведений, ставящих целью не дать молодежи попасть под влияние религиозных экстремистов. В фильме роли Юлдашева и Намангани исполняют малоизвестные актеры Комил Хамраев и Дильмурод Массаидов. Сами наманганцы по-разному воспринимают снимавшуюся в их городе в июле ленту.
А вот 23-летний Акрам обязательно хочет посмотреть эту картину. По его мнению, это будет боевик, и он очень гордится, что фильм снимали в его родном городе. «Этот фильм — своего рода предупреждение. Многие не разбираются в исламе. Тахир Юлдашев заразил ересью сознание молодежи своими проповедями в интернете», — отметил учитель одной из наманганских школ Рахимджон.
Джума и Тахир получили первый боевой опыт в составе ограниченного контингента советских войск во время оккупации Афганистана. Именно здесь они познакомились с идеями радикального исламизма и, вернувшись в родной Наманган, решили воспользоваться удачно сложившимися обстоятельствами на фоне развала СССР.
По версии нынешних узбекских властей, КГБ и коммунистические партийные органы потеряли тогда контроль над городом, неправильно отреагировав на религиозное возрождение, происходившее на фоне дезинтеграции Советского Союза, что позволило Юлдашеву и Намангани добиться известности. По мере происходившего в те времена резкого ухудшения экономической ситуации обстановка в Намангане стала сильно накаляться.
К декабрю 1990 года над городом повисло настроение пессимизма и насилия, отражением которого стало убийство толпой в центре города пяти сотрудников МВД.
Популярная советская газета «Комсомольская правда» опубликовала тогда обширную статью «Черные яблоки Намангана» об этих событиях, в которой говорилось, что причиной убийства стали подозрения — являвшиеся, по версии газеты, безосновательными — в том, что сотрудники якобы приставали к местной женщине.
По сообщениям СМИ, четырех сотрудников живьем сожгли в автобусе, а пятого избили, в результате чего он на следующий день скончался. Согласно утверждениям местных чиновников, толпа состояла из мальчиков-подростков.
Благодаря тяжелой экономической ситуации Юлдашеву и Намангани удалось набрать значительное число последователей. Сложившуюся обстановку очень ярко отражает сделанная в декабре 1991 года видеозапись, на которой Юлдашев, окруженный толпой сторонников, угрожающе разговаривает с молча слушающим его президентом Исламом Каримовым.
Месть Каримова на нанесенное унижение была беспощадной. Юлдашеву и Намангани пришлось бежать из страны. Сначала они отправились в Таджикистан, где присоединились к вооруженной таджикской оппозиции. Когда в Таджикистане в 1992 году началась гражданская война, оба приняли в ней активное участие. После заключения мирного соглашения в 1997 году, Джума и Тахир опять обратили взор на родину, и создали «Исламское движение Узбекистана», целью которого было свержение Каримова. Но оба в конечном счете погибли во время авиаударов армии США в Афганистане и Пакистане.
Режиссер фильма «Священное желание» Хилол Насимов известен как пропагандист. Он снимает идеологические фильмы, отражающие точку зрения властей. Насимов никогда не дает интервью зарубежным СМИ, но регулярно общается с местными изданиями и каналами.
«Через этот фильм я хочу показать, как произошло становление независимости нашей страны. Это были непростые времена, именно тогда на арену вышли различные экстремистские религиозные организации, и все они рвались к власти, хотели создать халифат», — сказал он.
По мнению мэтра советского и узбекского кино Шухрат Аббасова, фильм Насимова — это политический заказ, но сейчас его появление оправдано. «Учитывая происходящее в Сирии и Афганистане, такой сюжет актуален. Главное — это создать хорошее художественное кино, а не просто плакат», — сказал он. Самым известным произведением Аббасова является фильм «Ташкент — город хлебный», снятый в 1967 году.
«Фильм «Священное желание» — призыв к бдительности. Он рассказывает о драматических 1990-х, когда наша страна делала первые шаги к независимости. Для нас молодежи интересны дух и мысли людей того времени. С точки зрения истории эта картина будет очень ценной», — отметил в беседе с EurasiaNet.org киновед Азиз Матъякубов.
По сообщению одного из коллег Насимова, на съемки фильма было выделено из госбюджета около 1 миллиард сумов (320 тысяч долларов по курсу ЦБ и 166 тысяч долларов по неофициальному курсу). Это очень серьезные деньги для узбекского кино, учитывая, что средний бюджет коммерческих картин в республике составляет 10-50 тысяч долларов. Таких фильмов снимается в год около 80, 10 из них на государственные деньги.
«Священное желание» — второй высокобюджетный проект Насимова после картины «Предатель», вышедшей на экраны в прошлом году. В этом нашумевшем фильме представлена полная выдумок версия кровавых событий мая 2005 года в Андижане, когда правительственные войска беспощадно подавили возникшие в городе волнения. Мораль этой ленты была такой же: злодеи могут воспользоваться добрыми намерениями хороших людей и довести их до беды.
Картина «Священное желание» должна выйти в прокат 1 сентября, во время празднований в честь 25-летней годовщины независимости Узбекистана.