С прошлого сентября Россия, используя военные базы в Сирии, бомбит с воздуха объекты сил, которые она считает террористами в этой стране.
То, что на этой неделе российские самолеты впервые использовали базу Хамадан в Иране, чтобы нанести удары по целям в Сирии, предвещает многозначительные события.
Москва аргументирует это свое решение «техническими» основаниями. Русские говорят, что для нанесения ударов по целям в районах Алеппо и Идлиба им нужны самолеты, предназначенные для массированных авиаударов, типа «Туполев» Ту-22-М3; базы в Сирии не подходят для базирования таких самолетов, и поэтому Россия пришла к соответствующей договоренности с Ираном.
Цель России
Это соглашение Москвы с Ираном, очевидно, преследует и другие стратегические цели.
Одна из них — установить военные связи с Ираном на региональном уровне. На самом деле Россия и Иран придерживаются одной линии в политике по Сирии. Обе страны поддерживают режим Асада, и всех, кто выступает против этого режима, они считают «террористами» и берут на прицел. В ходе многих военных операций Россия (как и Иран, и даже «Хезболла») целилась в сирийские оппозиционные силы, поддерживаемые коалицией во главе с США (включая туркмен).
Договоренность России с Ираном об использовании базы Хамадан указывает на создание некой коалиции, которая опирается на двустороннее военное сотрудничество. Россия таким образом укрепляет, легитимирует свое военное присутствие в регионе и расширяет масштаб своих действий.
Роль Ирана
А Иран благодаря этой договоренности выходит на передний план на региональной платформе.
Несмотря на то, что Тегеран крайне чувствителен в вопросе национального суверенитета, на соглашение с Россией он смотрит с другого ракурса, исключительно как на двустороннее сотрудничество.
В действительности Иран считает это удачной возможностью для усиления своей роли и влияния в Сирии и, в более широком смысле, в регионе.
Таким образом, сейчас в «войне с терроризмом» в Сирии в дополнение к существующей «прозападной» коалиции возникает другая коалиция во главе с Россией.
Место Турции
Российско-иранская договоренность пришлась на тот момент, когда Турция вступила в процесс сближения с двумя этими странами. А это может повлечь за собой споры о месте Турции в этом новом образовании.
Сейчас ведется множество спекуляций. Говорят о таких вероятностях, как вступление Турции в трехсторонний военный союз и даже предоставление русским возможности использовать базу Инджирлик.
В условиях такой психологической среды, которую создали события 15 июля, не нужно торопиться с принятием решений по основным позициям во внешней политике. Турецкая дипломатия известна своим хладнокровием и здравомыслием…