Москва — В татарском сообществе небольшого крымского города Бахчисарая Ремзи Меметова все считали жизнерадостным поваром, мастером традиционного плова (блюда из риса и баранины). Кулинарный талант Меметова особенно высоко ценили мусульмане, приезжавшие в местную мечеть на религиозные праздники.
Никто в многочисленном татарском сообществе не мог представить, что их любимого шеф-повара могут обвинить в терроризме.
12 мая в 6 утра в дом Меметова на Лазурной улице постучали. «Откройте, это Федеральная служба безопасности», — произнес голос на улице.
Нежданными гостями оказались два следователя из ФСБ, два понятых, приглашенных ФСБ для присутствия при обыске, женщина-оператор и несколько человек, которые не представились.
Задав несколько вопросов, они обыскали все комнаты в доме, конфисковав несколько религиозных книг и компакт-дисков. Когда следователи уводили Ремзи Меметова, его соседи окружили сотрудников ФСБ, спрашивая, почему задерживают любимого всеми повара. Чиновник сказал, что Меметов им нужен всего на несколько минут — подписать бумаги.
Люди скандировали: «Позор, позор!» Вскоре их худшие ожидания оправдались: жена Меметова и двое его взрослых сыновей узнали, что его обвиняют в участии в террористической деятельности запрещенного в России исламистского движения Хизбут Тахрир (террористическая организация, запрещенная на территории России, — прим. ред.). Его обвинили вместе с тремя другими соседями, которые были арестованы в тот же день. Один из них — Энвер Маммот — отец семерых малолетних детей.
Вскоре после аннексии принадлежавшего Украине Крыма в 2014 г. российские спецслужбы стали закручивать гайки в отношении местных мусульман, и после многочисленных арестов никому уже не надо было говорить, что будет после задержания.
Журналисты The Daily Beast поговорили с несколькими татарскими семьями, члены которых пропали в прошлом году. Татары посетовали, что задержания, похищения, ложные обвинения стали частью повседневной жизни в Крыму.
Сегодня преследования якобы принадлежащих к Хизбут Тахрир мусульман в Крыму — лишь часть новой масштабной войны российского президента Владимира Путина с терроризмом, развернувшейся на Урале, в Сибири, в аннексированном Крыму и в центральной России.
«Иногда службы безопасности преследуют людей, исходя из своей выгоды, — заявил недавно в интервью Александр Черкасов, председатель правозащитной организации «Мемориал». — [Мы] заявили о тысячах случаях похищений и убийств мусульман на Северном Кавказе, иногда речь идет о реальной террористической угрозе. Нужно очень внимательно подходить к каждому отдельному делу», — сказал он редакции The Daily Beast.
В среду, 17 августа, одной из первых новостей утра было сообщение о террористической угрозе и взрывах, раздававшихся в центре Санкт-Петербурга. До 20 машин спецслужб окружили многоквартирный дом на Ленинском проспекте. В 11:20 жители услышали два выстрела и увидели идущий из окна дым и людей в противогазах, выходящих на балкон одной из квартир.
Российские власти сообщили, что в ходе этой спецоперации были убиты четыре члена исламской боевой группировки. По информации новостного агентства РИА, спецслужбы Кабардино-Балкарской республики попросили ФСБ задержать группу предполагаемых боевиков с Северного Кавказа, проникших в Санкт-Петербург. В сообщении ФСБ говорилось, что помимо убитых боевиков, еще трое были задержаны. В четверг, 18 августа, РИА сообщало, что антитеррористическое агентство в Кабардино-Балкарии отказывается давать какие-либо комментарии о проведенной в среду спецоперации.
Используемые ФСБ на Северном Кавказе методы уже давно беспокоят правозащитников: «Сотрудники спецслужб и правоохранительных органов до сих пор применяют противозаконные методы: похищения, тайные задержания, убийства вне суда, пытки; при этом все они пользуются почти полной безнаказанностью», — сообщалось в апрельской предварительной резолюции Европейского Совета.
Теперь президент России говорит о новых террористических угрозах на Украине. На прошлой неделе Путин вел переговоры с высшим военным командованием и офицерами разведки Совета безопасности и обвинил Украину в планировании терактов и произошедшем накануне убийстве двух российских военных в Крыму. Россия не простит этого Украине, заявил Путин, добавив, что он усилит оборону в Крыму, будет проводить военные учения и пересмотрит «сценарии контртеррористических мер по обеспечению безопасности» не только на границе, но также в море и в воздушном пространстве.
В это время в Западной Сибири сотрудники ФСБ раскрыли «международную сеть пропаганды терроризма». На прошлой неделе, в тот же день, когда состоялась встреча Совета безопасности, ФСБ обыскала, как минимум, 26 квартир, задержав 96 человек в Тюменской, Свердловской и Челябинской областях.
«Понимаете, ФСБ демонстрирует эффективную борьбу с террористами, — говорит Игорь Бунин из находящегося в Москве Центра политических технологий. — Полагаю, большинство задержанных — салафиты, а не агитаторы террористической организации ИГИЛ».
Как рассказала нашей редакции Катя Сокирянская, живущая в Турции и проводящая исследования для Международной кризисной группы: «В последние несколько лет после радикализации некоторой части российских мусульман, были случаи, когда джихадисты отправлялись в Сирию из Сибири, включая как членов местного мусульманского сообщества, так и тех мусульман, которые приехали в Сибирь на работу».
Создается впечатление, что террористы повсюду, как в России, так и за ее пределами. Однако обвинения в адрес Украины оставляют наибольшее количество вопросов на самых разных уровнях.
Путин говорит теперь об Украине как о стране, применяющей «террор» (на государственном уровне), и отказывается сотрудничать с ее руководством. Надежды Кремля на разрешение конфликта на Украине и снятия с России части экономических санкций к концу этого года, кажется, пошли прахом после заявления Путина о том, что он не видит смысла в переговорах с украинскими террористами.
Многие аналитики видят в этой уловке плохо завуалированную угрозу войны, чему имеется часто упоминаемый исторический прецедент.
В мае 2008 г. Кремль также решил прекратить сотрудничество с занимавшим в то время пост президента Грузии Михаилом Саакашвили, в августе между Россией и Грузией началась война, в сторону Тбилиси через грузинскую границу двигались российские танки, пока стороны не подписали договор о прекращении огня.
В этот раз в Москве мало кто считает, что Кремль готов к расширению конфликта на Украине, который мог бы послужить поводом к Третьей мировой войне. Несмотря на браваду Путина, есть указания на то, что в правящих кругах не все так гладко. Складывается впечатление, что Путин утратил доверие к старшим членам своей команды. Утром в прошлую пятницу он уволил главу своей администрации, своего давнего союзника и коллегу по службе в КГБ/ФСБ Сергея Иванова.
«Иванов был символом старой путинской команды, инертный, не имеющий какой-либо стратегии», — рассказал The Daily Beast прокремлевский политолог Юрий Крупнов.
Путин любит осваивать язык Запада и использовать его принципы против западной политики. Так, в Сирии, во время нападений на получающую западную поддержку оппозицию режима Асада, он заявил, что борется с террористами. Теперь он говорит, что России угрожает террор, и он будет бороться с ним так же, как Запад; отличие лишь в том, что в случае России террористическая угроза идет со стороны Украины.
«Борьба с терроризмом — это новый тренд, — говорит Черкасов. — Он всерьез воспринимается как на Западе, так и многими в России».
За последние два года свыше десятка украинцев были обвинены в организации терактов и содействии терроризму. Как минимум, четверо из них находятся сейчас под следствием в Ростове-на-Дону, городе, расположенном на юге России недалеко от Украины.
7 августа сотрудники ФСБ задержали семь подозреваемых в предполагаемом «теракте» на Крымском полуострове. И Киев, и Москва начали военные учения у Черного моря. Россия признала передвижение на территорию Крыма противоракетных установок S-400 и усилила оборону полуострова.
«Я считаю, ФСБ оказала сильное давление на Путина после нападения в Крыму; но ему бы совсем не хотелось начинать настоящую войну с Украиной сейчас, когда российская экономика находится в полном упадке», — говорит Бунин.
А пока президент Украины Петр Порошенко привел армию в состояние боеготовности на случай нападения России.
В последние несколько месяцев борьба ФСБ с терроризмом затронула многих мусульман на Северном Кавказе и на Урале. В июле пять мусульман были приговорены к тюремному сроку в Башкирии, республике, расположенной на Урале. Однако настоящим объектом враждебности стали мусульмане в Крыму, в основном татары: ранее в этом году 14 крымских мусульман были обвинены в «организации террористической деятельности».
А как же жизнерадостный повар Ремзи Меметов? Он признался (вероятно, под давлением) в участии в Хизбут Тахрир. Крымский суд решил продлить его арест до следующих слушаний в октябре.
«Сначала их “15 минут” продлились до двух месяцев, затем они, вероятно, поняли, что против него нет никаких доказательств, но оставили его за решеткой еще на несколько месяцев, — рассказал нашей редакции старший сын Меметова, Делявер Меметов, по телефону. — Если суд признает его виновным, он проведет в тюрьме еще 10 лет».
Серия арестов напомнила крымским мусульманам депортации 1944 г., когда глава СССР Иосиф Сталин обвинил татар в коллаборационизме, приказав посадить более 100 тысяч человек в поезда для перевозки скота и вывезти их с их исторической родины на черноморском побережье в Центральную Азию.
В этом году в ФСБ расследовали более 2 тысяч дел, связанных с террористической деятельностью. «Этот террористический конвейер как будто стремится выдавить татарское сообщество из трех областей Крыма», — рассказывает The Daily Beast Антон Намлюк, журналист и автор расследований на Радио Свобода.
В этом году Намлюк следил за десятками дел новых российских «террористов». «В результате арестов ФСБ, — говорит он — крымские мусульмане еще сильнее сплотились в своем сообществе».
Татары согласились с этим. «Ни один из нас не собирается вновь покидать Крым, наше сообщество уже достаточно натерпелось», — заявляет Делявер Меметов.
Когда речь идет о перспективе настоящей войны с Украиной, русские тоже выступают единым фронтом. Даже предполагаемые террористические угрозы не убеждают их (по крайней мере, тех, кто слушает «Эхо Москвы») в том, что война пойдет на благо: проведенные на прошлой неделе опросы на радио показали, что 82% россиян выступают против военных действий на Украине.
Поэтому, вполне вероятно, что российская армия останется на своем месте, но ФСБ будет проводить свои операции с небывалым рвением.