В эти дни исполнилось 25 лет с попытки государственного переворота в Москве, которая положила начало краху Советского Союза.
Это было в тот раз, когда Борис Ельцин вскарабкался на танк и осудил путчистов.
Но символом того, что произошло в августе 1991 года, возможно, в первую очередь являются фотографии, на которых памятник основателю КГБ Феликсу Дзержинскому демонтируют с помощью подъемного крана — под восторженное ликование собравшихся на Лубянской площади. Канат вокруг шеи памятника весом в 14 тонн создавал впечатление, что его повесили.
Михаил Горбачев, возглавивший партию в середине 1980-х годов, проводил свои реформы с «перестройкой» и «гласностью». Но потерял хватку, многие стали его критиковать. А Ельцин в это время был избран президентом России.
19 августа пришла новость о танках на московских улицах. Путчисты — во главе со старыми коммунистами и КГБ-бешниками — утверждали, что взяли власть. Они хотели остановить реформы Горбачева. Но простые русские собрались вокруг Белого дома, протестовали, строили баррикады и демонстрировали поддержку Ельцина и Горби. Часть военных не хотели, чтобы их использовали путчисты, предпочли перейти на другую сторону и защищать здание парламента (сегодня это здание правительства).
По плану элитные войска КГБ должны были штурмовать Белый дом под покровом ночи, но, в конце концов, они отказались от штурма. И это означало конец путча.
Сегодня, 25 лет спустя, в том, что Михаил Горбачев тогда находился в Крыму, полуострове на Черном море, который Россия аннексировала у Украины два года тому назад, можно увидеть нечто символическое. Тогда еще существовал Советский Союз, и это была одна страна. В 1954 году Никита Хрущев передал Крым из состава российской части Советского Союза в украинскую (по случаю 300-летнего юбилея «воссоединения» царской России и украинских государств-княжеств).
Можно ли представить себе, что простой русский может выйти на улицы и в 2016 году? Против Владимира Путина? Или, если уж на то пошло, в его поддержку?
В сегодняшней националистической России президент пользуется большой поддержкой, в частности, благодаря тому, что произошло на Украине. Вместе с тем большинство людей ощущают экономический спад — и как следствие низких цен на нефть, и как следствие западных санкций.
Может ли дело зайти настолько далеко, что люди выйдут на улицы, чтобы протестовать против режима? Или же не посмеют? Путинский режим жестоко обрушивался на тех, кто протестовал, в частности, тех, кто вышел на улицы в 2011 году, протестуя против фальсификации (так утверждалось) итогов последних парламентских выборов.
То, что произошло в 1991 году, было особенным, потому что случилось после более чем 70 лет коммунистического правления, когда протестовать против режима в Москве людям было невозможно. Сегодня, учитывая совершенно другой уровень жизни и совершенно другое общество, необходимо, вероятно, нечто большее, чтобы заставить людей выйти на улицы.
Владимир Путин никогда не скрывал, что опасается, что Россия тоже может пережить «цветные революции», которые мы наблюдали в некоторых соседних с ней странах. Хотя поддержка президента в народе составляет 80%, Путин явно опасается, что эта «зараза» может добраться и до России.
Упомянутые выше протесты 2011 года показали, что это не является чем-то невообразимым. Хотя сегодня в России путинская хватка стала еще жестче. Не надо забывать и о демонстрациях, которые были в тот период, когда президентом был Дмитрий Медведев, а премьером — Владимир Путин (потому что он — согласно конституции — не мог занимать президентский пост более двух сроков подряд).
Сегодня настроения другие. Патриотизм велик. Многие русские считают, что важно объединиться против общего врага. Шумиха вокруг участия в Олимпийских Играх — один из многих примеров того, что они воспринимают как атаку на свою страну. Все, кто думает иначе, например, те, кто разоблачил систематическое употребление допинга, считаются «пятой колонной».
Вместе с тем и высказываться стало сложнее, чем пять лет тому назад. И по причине массированной пропаганды в российских СМИ большинство россиян, возможно, более преданы Кремлю в 2016 году. А еще приняты новые законы, которые ограничивают свободу слова, а еще были такие события, как убийство лидера оппозиции Бориса Немцова, и все это тоже приводит к тому, что люди несколько раз подумают, прежде чем продемонстрируют свое сопротивление.
Поэтому сложно сказать, можно ли проводить параллели межу 1991 годом и сегодняшним днем. Несмотря ни на что российская политика продолжает оставаться непредсказуемой. Настолько непредсказуемой, что Путин опасается, что народ снова может выйти на улицы. КГБ-бешный памятник был свергнут в 1991 году. Но бывший КГБ-бешник Путин по-прежнему у власти.