Новая история практически нарушила закономерное историческое развитие. Мы — очевидцы немыслимого исторического процесса: великое переселение народов, локальные войны по всей планете, реставрация национал-патриотизма в странах победившей европейской демократии… И наконец, главный итог — деидеологизация мировой политики. Человечество словно вернулось в эпоху до Октябрьской революции. Современный мир разительно напоминает хищническую схватку за колонизацию рынков сбыта, вылившуюся в Первую мировую войну. Государствами и народами двигали тогда не формационный или цивилизационный подходы, а элементарная захватническая психология, оккупационная политика, жажда порабощения.
Казалось, мир решительно изменился после Октября 1917-го, когда европейские народы были охвачены сентиментальной мечтой разрушения прежней цивилизации и построения более справедливого общества. Да и Вторая мировая война — столкновение двух, точнее, трех ценностных систем — стала новым толчком для политического катарсиса европейской цивилизации.
Наступила новая либеральная эпоха, завершившаяся в 1991 году абсолютным торжеством либерализма. И кто бы мог бы подумать и представить в том далеком 1991 году, когда во всех столицах мира, да, именно мира — в Праге, Москве, Сантьяго и даже городах Южной Африки — люди бросались под танки ради торжества ценностей, что мир снова сползет в эру животного инстинкта порабощения и ненависти?
Идеологии буржуазно-демократической эпохи погибли и распались. Нет веры ни в либерализм, ни в социализм, ни в коммунизм. В век смартфона человечество словно вернулось к ценностям века паровоза, который открывает путь к колонизации. Победил всепоглощающий рынок. Убеждают только сила и капитал. Вера? Она осталась. Но не в человеческий разум, а какая-то эклектическая вера в сверхъявственный разум.
Хотя какой век паровоза? Человечество словно вернулось в эпоху тамплиеров, когда церкви и мечети вместо госграниц (их уничтожила глобализация!) разделили страны и населяющие их народы. Да, люди вновь бросаются под танки. Но не во имя либеральных свобод, победы демократии или коммунизма, а во имя лидеров, символизирующих высший разум…
Турция ушла к России
Так, люди бросались под танки в знойный июльский вечер 15 июля на улицах старого, как сама история, неооттоманского Стамбула. Перманентная военная хунта в Турции, которая на сей раз наткнулась на миллионы людей, вышедших наперекор танкам из новых границ — мечетей, разделяющих, как Босфор, Запад и Восток, стала водоразделом в отношениях Турции и Запада. Мятеж захлебнулся. И победившая гражданская власть открыто обвинила Запад и Вашингтон в организации госпереворота.
Вашингтон и его европейские союзники открытым образом поддержали Гюлена, и все его дипломатические гримасы свидетельствуют об одном: на Западе очень сожалеют о том, что генералы потерпели сокрушительное поражение. 15 июля — новая точка отсчета. Пропасть между Западом и Турцией будет углубляться. И это осознал президент Эрдоган, не преминувший воспользоваться выпавшим шансом восстановления отношений с Россией. И этот резкий геополитический трюк в политике Турции сильно изменил облик региона.
Как быть Азербайджану?
В регионе снова воцарилась сложнейшая и напряженнейшая геополитическая ситуация. И, конечно же, любой виток политического обострения внутри ведущих региональных держав — будь то Иран или Россия, а тем более Турция, которая неразрывно связана с Азербайджаном, — безусловно, отражается на судьбе нашего государства. Как поведет себя азербайджанское правительство? Этот вопрос неустанно звучал в устах заокеанских, российских и, конечно же, турецких экспертов.
Разумеется, как и во время идентичных исторических испытаний, Азербайджан поддержал Турцию, и в Баку началось молниеносное наступление на последние бастионы повергнутого еще в 2013 году и не столь основательно прижившегося в Азербайджане гюленизма. СМИ страны ежедневно распространяют все новые сообщения о всеохватывающей системной борьбе с гюленистскими институтами — чистка нурсистских голов охватила все сферы и институты.
Можно с легкостью предположить весьма неадекватную реакцию Вашингтона, лелеявшего надежду на расширение влияния политического гюленизма, который должен был, по задумке американских стратегов, постепенно вытеснять влияние этнополитического шиизма. Но Азербайджан предал огню и мечу гюленизм. Его нет, он в бегах. Легко прочитывается недовольство на лицах американских стратегов.
Ильхам Алиев принимает Сальбера
Турция обрывает последние нити с Западом. А между Азербайджаном и Западом пробежал лишь небольшой холодок. Во внешней политике Азербайджана, как и в философии политики, исповедуемой азербайджанской властью, никогда не допускались излишние сантименты. Железный несгибаемый прагматизм, исходящий из интересов государства — не более и не менее. Возможно, Запад и не доволен окончательным разгромом гюленистской платформы в Баку — ведь столько ресурсов и сил было вложено в этот несостоявшийся проект, однако азербайджанская власть старается не замечать этого скрытого недовольства.
11 августа состоялась очень важная встреча президента Ильхама Алиева со специальным представителем Европейского Союза по Южному Кавказу Гербертом Сальбером.
И опять на повестке дня стратегический проект альтернативного газового коридора в Старый Свет — очень близко завершение строительства TANAP. Безусловно, начиная с эпохи правления Гейдара Алиева и осуществления его энергетической доктрины Азербайджан придавал первостепенную значимость отношениям с Западом. Однако Запад был не до конца искренним с Азербайджаном. Можно задаться вопросом: а что же такое искренность в большой политике?
Запад объявляет Азербайджан своим стратегическим партнером, а Азербайджан, в свою очередь, вопреки геополитическим рискам — под боком трех сверхдержав, вовлеченных в глобальную конфронтацию с США, берет на себя роль союзника Запада, осуществляя жизненно важные глобальные проекты в области энергетики и транспортных коммуникаций. То есть официальный Баку вполне осознанно вызывает на себя огонь и закономерные политические удары. И как же Запад отвечает на эту самоотверженность? Весьма своеобразно: всячески поддерживая самые радикальные силы, которые и не скрывают своей заветной мечты — свержения действующей власти!
Спрашивается, как Запад может объяснить спонсирование проектов, нацеленных на свержение власти? С одной стороны, западные лидеры беспрестанно повторяют, что заинтересованы в стабильном развитии Азербайджана. Стабильность наряду с энергетикой и безопасностью — один из самых часто цитируемых аспектов политики Запада в Азербайджане.
Что же нужно Западу в Азербайджане?
Но как же в таком случае объяснить неприкрытое желание усилить разрушительные политические институты, призывающие к революциям, бескомпромиссной и нелегитимной борьбе с властью, к свержению президента? Если Запад заинтересован в стабильности, то обязан поддерживать нынешние власти как гаранта системной стабильности в стране. Власти это доказывали на протяжении четверти века. Именно благодаря стабильности работают мегаэнергетические и мегатранспортные проекты, которые и составляют экономические интересы Запада в регионе.
Что же предлагают силы, финансируемые Западом и периодически мобилизующие мизерный протестный электорат на войну с сильной властью? Они предлагают стране, в лучшем случае, украинский сценарий, в худшем — сирийский вариант развития ситуации. Что станет с Азербайджаном в случае реализации даже украинского сценария? Если Западу будет приятно наблюдать за передвижением российской военной армады под Баку, то следует вопросить: желает ли вообще Запад добра этой стране?
Если желает, то почему в одном кабинете пожимает руку президенту Ильхаму Алиеву, выражая всецелую поддержку, а в других кабинетах финансирует тот же Мейдан ТВ, призывающий превратить живописный Баку в руины Дамаска? Ведь это ТВ финансируется правительственными, либо проправительственными западными фондами, о чем мы не раз писали в своих расследовательских публикациях. Разве USAID, NED, EED и другие институты не финансируют органы «революционной кривды»? Так что же нужно Западу в Азербайджане — стабильность или дамасский котел?
По всей видимости, Западу в Азербайджане нужен дамасский котел, ибо как иначе объяснить все новые и новые финансовые вливания в организации революционного толка, которые не скрывают, что стараются подточить устои стабильной власти в стабильной стране. Вот вам свежий пример.
Только в 2015 году все тот же пресловутый фонд NED — официальный донорский институт правящей в США Демократической партии — выделил свыше 1 миллиона долларов оппозиционным азербайджанским НПО. Ну хорошо, допустим, американцы вновь решили прикрыться любимым и страстным фиговым листком, напоминающим постыдную демократию. Да-да, речь о ценностях и либерализме и, конечно же, о мыслимых и немыслимых правах человека. Но почему в этом случае американский фонд отказывается предоставить список НПО, получивших грантовые вливания? Почему правительствам Армении и Грузии такие данные предоставляют, а правительству Азербайджана отказывают и скрывают организации, финансируемые из-за океана? Если все так чисто, честно и безобидно, что и зачем скрывать?
А где же искренность заверений и чистота союзнических отношений? Опять пустой звук? Или новое предательство? Ясно ведь, что и эти деньги пойдут на организацию новых агитпроповских кампаний против азербайджанского правительства. Наученные горьким опытом, давайте вспомним предыдущие проекты по дискредитации союзнического правительства на Западе — Sing for Democracy, Sing for Rights, Civic Solidarity Platform и многие другие откровенно враждебные операции, разработанные в Вашингтоне.
И с другой стороны, Запад часто нарушает джентльменские договоренности с правительством Азербайджана. Вот вам конкретный пример. Несмотря на совершенные им преступления, официальный Баку после многочисленных просьб одного западного правительства согласился выпустить из страны оппозиционера Эмина Гусейнова. И что в ответ? Э.Гусейнов продолжает работать против Азербайджана. Теперь в Швейцарии, на западные деньги!
Если для Запада так ценна стабильность, исходящая из сложившегося статус-кво, то к чему расшатывать ситуацию изнутри руками таких агентов влияния, как Ильгар Мамедов — лидер взращенного за океаном РЕАЛ? Кто приглашал его на военную базу в Галифаксе? Кто вселял надежду на успех революционного дела? Кто инструктировал в кабинетах вашингтонских бонз? Неужели в Вашингтоне настолько наивны и даже не предполагают, что в Баку уже выявили механизм финансирования этой РЕАЛ — самой радикальной и отчаянной организации? Ведь официальному Баку уже известно, откуда поступали деньги на личные счета заместителей Ильгара Мамедова — Натика Джафарли и Азера Гасымлы. Неужели госдеповским чиновникам неизвестны призывы Джафарли в социальных сетях?
А если известны, то для чего отправлялись деньги? Неужто на реализацию этих призывов? Ведь большие субсидии на пополнение кассы РЕАЛ поступали из того же фонда NED? На что были предусмотрены эти финансовые вливания? Вот об этом мы очень скоро расскажем азербайджанской общественности!
Что разделяет Вашингтон и Баку?
Вашингтон уверяет, что если геополитические интересы и железный прагматизм скрепляют наши страны, то ценности и отношение к демократии, напротив, создают большую пропасть между их правительствами. Возможно, это и так. Но если расстрел афроамериканцев Тимоти Рассела, Малиссы Уильямса, Грегори Лава, Эрика Гарнера и многих других белыми американскими копами только из побуждений расовой сегрегации и есть переосмысление демократии, то нас действительно разделяет пропасть. Если подавление с кровопролитием бунтующего Фергюсона и есть торжество демократии, то нас действительно разделяет пропасть. Если легализованные пытки в Гуантанамо и других секретных тюрьмах ЦРУ, легализованная прослушка телефонов, слежка за пользователями соцсетей, откровения Сноудена, Ассанжа и многих других и есть победа свободы слова, то нас действительно разделяет пропасть.
Поразительно, но начиная с казни Мартина Лютера Кинга и других политических ликвидаций Америка, убивая, называет себя Родиной. Кто-то из отцов-основателей мудро изрек, что эпоху можно считать законченной, когда истощились ее основополагающие иллюзии. Вот после многочисленных неразрешимых и вечно неразрешенных проблем в самом американском обществе и истощились наши основополагающие иллюзии. И с другой стороны, вон пожалуйста — перед нашими глазами судьбы государств, увлеченных развеянными ныне иллюзиями.
Что стало с Украиной? Почему в столь жалкое состояние впала Молдова? За что унизили Киргизию? И почему Грузия с Турцией, где когда-то торжествовал политический вестернизм, в поисках своего спасения за пределами западной цивилизации? Почему захлебнулась в крови арабская мечта? И почему американцы не вспомнили о демократии, когда египетские генералы расстреливали безоружную толпу в Каире? А что стало со стратегическими партнерами Вашингтона? Куда подевались Хосни Мубарак, Парвиз Мушарраф и Михаил Саакашвили? А где голоса в защиту свергнутого Мурси, вообще-то легитимно избранного президента?..
Целый талмуд вопросов, на которые Вашингтон отвечает философскими размышлениями о предопределенности судьбы народов и естественных муках глобальной трансформации.
Как бы Вашингтон ни улыбался Азербайджану и ни заверял его в искренности своих побуждений, в этой улыбке нельзя не увидеть некую наигранность, едва заметную фальшь, лицемерный обман. Какое-то предопределенное отношение, априори озвученный вердикт. Уста говорят одно, глаза — другое, а мысли — третье. Какая-то дьявольская метка!
Спрашивается, почему после незначительных локальных однодневных столкновений азербайджанской полиции с группой недовольных в Исмаиллинском районе в далеком уже 2013 году западные институты, вдохновленные отмашкой Вашингтона, разворачивают беспрецедентную кампанию лжи против правительства Азербайджана, и они же закрывают глаза на гражданскую войну в центре Еревана, за которой последовали тотальные репрессии по всей Армении? Во время бунта «Сасна Црер» армянская полиция устроила беспрецедентную охоту на ведьм, заполонив тюрьмы сотнями инакомыслящих.
Но Запад спокойно наблюдал за этой вакханалией, не выражая ни тени недовольства расправой над целым оппозиционным пластом армянского общества. В Ереване упрятали за решетку все руководство оппозиционной партии «Наследие», в Баку сидит лишь один Ильгар Мамедов. О Ереване — молчок, а о Баку — целый гвалт. При этом ни одной угрозы санкциями, ни одного ультиматума, ни одного предупреждения.
Если раньше это можно было объяснить непониманием, недоразумением, активностью отдельных лоббистских групп, то после тотального и массового нарушения прав уже не человека, а целых народов, кровавого психоза в Армении и на Ближнем Востоке и при этом демонстративного нейтралитета свободолюбивого и избранного Вашингтона в отношении этих стран на фоне откровенных наездов на официальный Баку из-за эпизодических эксцессов, вызванных законным правом суверенного правительства защитить на словах столь возлюбленную американцами стабильность, напрашивается единственное умозаключение: враждебность к Азербайджану — осмысленная и выверенная политика правительства США.
Иначе как и чем объяснить разные подходы к идентичным проблемам?
Совет Эрдогана
По информации весьма достоверных источников, после двурушнической политики Запада, в частности Вашингтона, который вознамерился открыто поддержать партию Гюлена, правительство Турции посоветовало официальному Баку пересмотреть свои отношения с США и Евросоюзом.
Как поступят власти Азербайджана? Сложно предсказать действия правительства, но, похоже, президент Ильхам Алиев намерен продолжить стратегическое партнерство с Западом. Однако, по всей видимости, в случае, если Запад все же продолжит укреплять и финансировать антиправительственные силы, нацеленные на дестабилизацию, властям не останется другого пути, кроме как пересмотреть свои отношения с Западом.
Кажется, впервые за четверть века Запад сделал все для того, чтобы потерять Азербайджан. И это после столь успешного визита президента Ильхама Алиева в Вашингтон, его стратегических переговоров с вице-президентом США Дж.Байденом и госсекретарем Дж.Керри? Во время этого визита была заложена крепкая основа для развития партнерства и новых геоэкономических проектов. Безусловно, столь могущественная сверхдержава, как США представляет высокую значимость для Азербайджана. Но и США не должны пренебрегать ценным партнерством с Азербайджаном. Последние события в регионе, переформатирование системы региональной безопасности и межрегиональных отношений в свете становления новых геополитических союзов и блоков, может всерьез изменить расклад сил в регионе.
И если Запад продолжит загонять Азербайджан в угол, то по всей видимости, не оставит официальному Баку другого выхода, как пойти на всецелую интеграцию с региональными силами и блоками. Уже приобретает реальные очертания тройственный союз Азербайджана с Россией и Ираном и в то же время укрепляется новая геополитическая ось Россия — Турция. И эта геополитическая революция вполне может завершиться оформлением нового союзнического блока, включающего в себя Россию, Иран, Турцию, Азербайджан, Грузию и Казахстан.
Так кто больше всех окажется в убытке после свершения этой геополитической революции? Это точно не Азербайджан! Неужели Запад не понимает, что может потерять Азербайджан?