Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин в погоне за природными ресурсами: освоение Арктики при помощи дирижаблей

У России — оторванные от реальности планы: Кремль планирует потратить 200 миллиардов долларов на создание флота цепеллинов в Арктике. Речь идет в первую очередь о нефтяных и газовых запасах ледяной пустыни — и военном превосходстве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда девять лет назад экипаж глубоководного аппарата «Мир-1» установил титановый российский флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4000 метров, многие расценили это как PR-акцию чистой воды. Но планы России в Арктике вполне серьезны. В Москве давно поняли, что непригодная для жизни ледяная пустыня имеет огромное стратегическое и экономическое значение.

Когда девять лет назад экипаж глубоководного аппарата «Мир-1» установил титановый российский флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4000 метров, многие расценили это как PR-акцию чистой воды. Но планы России в Арктике вполне серьезны. В Москве давно поняли — не без помощи тогдашнего руководителя экспедиции Артура Чилингарова, полярного исследователя и депутата Госдумы от кремлевской партии «Единая Россия» — что непригодная для жизни ледяная пустыня имеет огромное стратегическое и экономическое значение.

По оценкам геологов, в Арктике находятся запасы нефти в размере 13 миллиардов тонн и запасы газа в размере почти 70 триллионов кубометров. Это 30% мировых газовых запасов и десятая часть глобальных нефтяных резервов. Пока еще разработка месторождений — очень дорогостоящий процесс ввиду суровых климатических условий, но Россия делает ставку на то, что добыча в будущем станет проще из-за глобальных климатических изменений.

Уже сегодня глобальное потепление играет на руку России в реализации другого стратегически важного проекта — Северный морской путь. Маршрут длиной 6500 км, проходящий через Северный Ледовитый океан вдоль российского побережья, намного короче, чем традиционный морской путь между Европой и Азией через Суэцкий канал. Кроме того, в вечных льдах нет пиратов. Зато северный путь таит в себе другие риски.

Дрейфующие льды и торосы создают опасность при прохождении судов, раньше здесь можно было пройти только на тяжелых ледоколах. Сейчас маршрут свободен ото льда с июля до начала октября. Таким образом, этот маршрут становится все более популярным.


Но какие у России притязания в Арктике, и до какой точки простирается ее суверенная территория? Флаг над полярным полюсом в качестве аргумента не годится, в конце концов, и на Луне установлен американский флаг. В настоящее время ведется острая дискуссия относительно притязаний России. Россия подала в ООН заявку по шельфу Арктики, по которой претендует на районы за пределами установленной 200-мильной экономической зоны. Речь идет в общей сложности о 1,2 миллионах км² — территория в три раза превышающая площадь Германии. Другие приарктические страны — Дания (с Гренландией), Норвегия, Канада и США не испытывают особого восторга от российских планов.

Москва форсирует ситуацию


Кремль аргументирует свои притязания геологическими данными — подводные хребты Менделеева и Ломоносова, по мнению Москвы, являются непосредственным продолжением российской части континента. Рабочая группа ООН в августе ознакомилась с новой заявкой Москвы, однако решение будет принято нескоро.

Россия в этой связи делает ставку не только на дипломатию, но и на власть фактов и уже начала осваивать территории. Так, на прошлой неделе стало известно, что Совет безопасности РФ представил футуристический проект по строительство дирижаблей, которые должны будут соединить между собой Арктику, Сибирь и Дальний Восток. Огромные цепеллины грузоподъемностью 16 тонн и дальностью полета до 5000 км должны будут парить над бесконечными просторами России.

Россия планирует создать инфраструктуру, независимую от дорогостоящих дорожных и железнодорожных проектов, которая позволит сделать доступными самые отдаленные населенные пункты. Таким образом удастся достичь выхода страны на новый социально-экономический уровень за счет глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, утверждает автор проекта «Единая Евразия», академик РАН Александр Некипелов. Авторы проекта оценивают расходы на строительство и поддержку этого воздушного флота в 240 миллиардов долларов до 2035 года.

То, что данным проектом занимается именно Совет безопасности, неслучайно. Арктику в России рассматривают еще и как важный военный форпост. В 2009 году было принято решение о размещении в Арктике Вооруженных сил. Сейчас строительство военных баз вышло в решающую стадию. Базы строятся на шести островах. На некоторых из них, например, на острове Врангеля, мысе Шмидта и на Новосибирских островах уже размещены военные.

И вот Москва набирает темп — министерство обороны задействует десять кораблей при строительстве арктических баз. Согласно последним данным, в этом году планируется доставить в Арктику 300 тысяч тонн грузов, что в два раза больше, чем было доставлено в период с 2014 по 2015 год (материалы и оборудование). Если концепция создания дирижаблей будет реализована, запланированная до 2020 года сдача объектов может быть еще и ускорена.