Парма, Огайо. — Как и подобает украинскому американцу с чувством собственного достоинства, Тарас Шмагала (Taras Szmagala) на протяжении многих десятилетий работал в избирательных кампаниях республиканцев — партии, синонимом которой он считает свободу. В 1968 году Тарас проводил этническую пропагандистскую программу для президентской кампании Ричарда Никсона, а в период распада Советского Союза и обретения Украиной статуса независимого государства выступал советником президента Джорджа Буша.
Г-н Шмагала (83 года) будет отмечать 25-летний юбилей независимости Украины на параде и фестивале, которые в субботу пройдут в пригороде Кливленда, где на главной улице «Украинской деревни» развевается сине-желтый флаг.
Однако торжества омрачает одна фигура. Фигура Дональда Трампа.
Украинские американцы чувствуют себя в Республиканской партии как дома с тех самых пор, как на ялтинской конференции Франклин Рузвельт и Сталин поделили сферы влияния в Европе. Между тем в Соединенных Штатах — и особенно в «колеблющемся» штате Огайо, где г-н Трамп стал кандидатом от партии — они наблюдают за президентской гонкой 2016 года со смешанным чувством растерянности и страха.
«По мне, так это партийный бездельник», — заявил г-н Шмагала.
Как будто восторженных откликов Трампа о президенте Владимире Путине и его сомнительных объяснений украинских событий было недостаточно — на днях поступило сообщение о том, что Пол Манафорт (Paul Manafort), до недавнего времени менеджер президентской кампании Трампа, оказался замешанным в коррупционной схеме, которой сейчас занимается следствие, и должен был получить миллионы из черной бухгалтерии партии пророссийского лидера, избранию которого он когда-то способствовал.
Все лето украинцы — многие из которых уже с недоверием относятся к Хиллари Клинтон, кандидату от демократов — были поглощены американской политикой. Издаваемая в Нью-Джерси газета The Ukrainian Weekly, тщательно отслеживающая возможность угрозы российского вторжения на Украину, пестрит политическими комментариями: среди них есть и упрек, сделанный в адрес Трампа послом страны в США.
«Голосовать за Трампа значит голосовать против Украины!» — написал в письме к редактору один из давних членов республиканской партии из Морристаун (Нью-Джерси).
В Соединенных Штатах проживает около одного миллиона американцев украинского происхождения, сосредоточенных главным образом в таких городах, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Детройт и Кливленд, где Украинский архив-музей, богатое хранилище образцов народного искусства, периодических изданий и иммигрантских документов, ведет летопись истории народа, на протяжении 350 лет чувствовавшего себя притесняемым Россией. В настоящее время в музее проходит выставка под названием «Политика и украинские американцы», которая включает в себя фотографию молодого г-на Шмагалы с Никсоном.
Среди украинских иммигрантов, разумеется, есть и сторонники демократов; ученый-стажер музея Эндрю Фединский (Andrew Fedynsky), когда-то руководивший секретариатом конгрессвумен от Демократической партии, один из них. Но многие украинские американцы чрезвычайно скептически настроены в отношении президента Обамы и г-жи Клинтон, которых считают недостаточно агрессивными в деле защиты Украины от российского вторжения.
И потому отсутствие дружественного республиканца не может не вызывать у них своего рода отчаяния.
«Мы все в замешательстве, — признается Евгений Луцив (Eugene Luciw), адвокат из Филадельфии, принимающий активное участие в тамошних украинских делах. — Ухватить мистера Трампа не так-то просто».
И даже внезапный уход Манафорта не изменит общей картины; многие украинцы хотят знать, почему именно он был взят на эту должность. Тем не менее, как отметил Андрей Футей (Andriy Futey), исполнительный вице-президент Украинского конгрессового комитета Америки, в настоящий момент находящийся в украинской столице в связи с празднованием юбилея и для встречи с руководителями правительства, отставка Манафорта была встречена там со «вздохом облегчения».
Здесь, в Парме, кливлендском центре украинской культурной и религиозной жизни, обеспокоенность происходящим — в сочетании с тем, что многие называют «горько-сладким» празднованием нации, независимость которой находится под угрозой — налицо.
Во Владимирском соборе Украинской православной церкви, где в полисаднике стоит гранитный памятник «жертвам голодомора», который украинское правительство считает геноцидом, на прошлой неделе собралась небольшая группа прихожан, в то время как священник в черном одеянии служил молебен, молясь за здоровье и благополучие страждущих.
На нем присутствовал Джин Бойко (Gene Boyko, 75 лет), чей дед при Сталине был сослан в Сибирь; во время Второй мировой войны его семья бежала из СССР и прибыла в Нью-Йорк, когда мальчику было десять лет.
«Когда мы сюда приехали, я готов был целовать землю у себя под ногами, хотя мне и было всего десять лет», — говорит он. Джин уже давно голосует за республиканцев, но ждет дебатов, чтобы составить окончательное мнение о Трампе.
Владелец местной мясной лавки под названием State Meat, Джордж Сало (George Salo, 31 год), готовит для предстоящего парада несколько тысяч фунтов колбасы — «лучшей в мире!» — хвастается он. Г-н Сало после смерти отца взял на себя магазин, когда ему было 17 лет, и научился вести дела, читая книги по бизнесу — в том числе некоторые за авторством Трампа, которым он восхищается как предпринимателем.
Но что касается выборов. «Я говорю всем, что голосую за Гэри Джонсона», — заявляет он, ссылаясь на кандидата от либертарианцев.
В ресторане по соседству, где можно заказать еду на вынос, Оксана Завхороднюк (Oksana Zavhorodnyuk, 44 года) за прилавком подает шницель и гигантские пироги. Вопрос о президентской гонке заставляет ее поморщиться.
«Я не люблю Трампа, — соглашается ответить она на несколько ломаном английском, хотя живет здесь уже 25 лет. — Он любит Россию; он любит Путина. Он не в своем уме, знаете? Похоже, это не самый лучший президент для Америки».
Если верить кампании Трампа, никаких причин для беспокойства нет. «Мистер Трамп располагает огромной поддержкой в Огайо и продолжит вдохновлять людей на перемены», — написала в электронном письме пресс-секретарь Трампа, Хоуп Хикс (Hope Hicks).
Украинцы прибывали в Америку в ходе четырех волн иммиграции начиная с конца 1800-х годов, и многие в итоге обосновались в пригородах, подобных Парме. В Огайо они составляют часть обширного блока избирателей родом из таких восточно-европейских стран, как Польша, Эстония, Литва, Латвия, Чехия и Словения (родина жены г-на Трампа, Мелании).
В этом «колеблющемся» штате политики с обеих сторон довольно агрессивно гоняются за так называемыми «этническими голосами». На прошлой неделе сенатор Роб Портман (Rob Portman), рискующий в скором времени потерять свое сенаторское кресло республиканец из Огайо (и сопредседатель украинского кокуса в Сенате), в частном порядке встретился с тамошними этническими лидерами. Обсуждался один большой вопрос: на Национальном съезде Республиканской партии в июле в Кливленде кампания Трампа удалила с партийной платформы формулировку призыва к Соединенным Штатам обеспечить Украину смертоносным оружием.
Демократы, ухватившись за потенциальную уязвимость господина Трампа, в этом году активизируют свою собственную агитационную кампанию среди этнических меньшинств — усилия, ставшие достоянием общественности в результате российской политической интриги.
Личные электронные письма женщины, руководившей этой агитационной работой, Александры Чалупы (lexandra Chalupa), оказались в числе прочих писем членов Демократического национального комитета, обнародованных в результате взлома почты, который чиновники американской разведки приписывают российским шпионам. Во время кибератаки г-жа Чалупа, украинского происхождения, проводила расследование в отношении г-н Манафорта, одновременно занимаясь консультированием для комитета. Она путешествует по стране, беседуя с демократами о своих находках.
«Я рассказывала о связи с Россией и о том, что мы видели, — сказала она в интервью. — Люди приходили в ужас».
Правда, и г-же Клинтон придется непросто. Podesta Group, вашингтонская фирма, соучредителем которой выступает глава ее президентской кампании Джон Подеста (John D. Podesta), всплыла в расследовании того же коррупционного скандала, в который впутался Манафорт.
«Тревогу вызывает Манафорт, тревогу вызывает Подеста — все они получали деньги, которые текли в их карман из России», — говорит Майкл Козюпа (Michael Koziupa), украинско-американский лидер в Нью-Джерси.
Г-н Шмагала, чиновник из Кливленда в отставке, посвятивший свою жизнь украинским делам и республиканской политике, воспринимает нынешнюю президентскую кампанию особенно болезненно. Он хранит дорогие ему воспоминания о полете на «Борту номер два» с тогдашним вице-президентом Джорджем Бушем. А после провозглашения Украиной независимости, уже при президенте Буше, он в составе официальной делегации был отправлен на мрачную церемонию, проходившую в Бабьем Яру, на месте массовых убийств, совершенных нацистами.
В прошлом г-н Шмагала был постоянным делегатом на республиканских съездах; в этом году, несмотря на то что республиканцы собирались прямо с ним по соседству, он остался в стороне. На президентских выборах он никогда не голосовал за кандидата от демократов и прекрасно помнит о статусе Огайо как «колеблющегося» штата. Отдавать свой голос за Клинтон он не хочет.
«Но если разница окажется незначительной, — говорит он, — я сделаю это. Будет больно, но я сделаю это».